"Георгий Седов" - известный-неизвестный теплоход. (Часть 2).
Теоритические занятия сменялись практическими, много чего нам рассказывали и показывали преподаватели, но первое знакомство с "Георгием Седовым" осталось в памяти навсегда. Мы ждали этого события. "Седов" уже стоял на ремонте и для того, чтобы на него попасть, необходимо было зайти на завод имени 61 коммунара.
Мы поднялись на борт. Игорь Петрович Древятников переговорил с вахтенным и мы пошли в машинное отделение. Лязгнул замок на стальной двери и наш преподаватель повел нас внутрь. Неожиданно большое свободное пространство машинного отделения, аккуратно выкрашенные переборки и механизмы, запах солярки – все это оставило неизгладимое впечатление в детской душе. Просто не верилось, что мы все-таки сюда попали. Игорь Петрович провел нас между главными дизелями и рассказал, в общих чертах, где и что установлено из основных механизмов.
Запасные втулки цилиндров и поршни главных дизелей, закрепленные на переборке, вызывали неподдельный восторг. Одно дело картинка, и совсем другое – живой металл. Они были закреплены на специальных подставках. Здесь все было очень аккуратно и чисто. Гаечные ключи от самого маленького до огромного, расположены один над другим, на специальном щите с инструментом. Снизу ящик с ветошью.
Главный распределительный щит с необычными деревянными ручками, за которые нужно держаться во время качки. Игорь Петрович щелкает каким-то пакетником, стрелки некоторых приборов отрываются от нулевых положений и теплоход как будто начинает просыпаться – где-то в глубине начинает урчать насос, за решетчатой дверью ГРЩ появляется электрический гул, где-то срабатывает реле. Помещение наполняется звуками. В это же время он рассказывает о запуске дизелей, а мы, с разинутыми ртами, слушаем.
Нажав на какую-то кнопку он запускает компрессор и машинное отделение наполняется шумом. Мы еще не успели сообразить, что произошло, а он уже вскочил на какую-то ступеньку и открыл клапан на баллоне сжатого воздуха. Через время компрессор затихает, стрелка манометра доходит до специальной отметки, а наше занятие продолжается. Сейчас уже сложно вспомнить все о чем говорилось в этот первый день знакомства, но весь обратный путь до флотилии мы наперебой задавали вопросы и получали на них ответы.
Вернувшись, мы получили задание – зарисовать в конспектах расположение оборудования, а Игорь Петрович рассказал нам о том, что раньше на «Седове» стояли паровые машины и только в пятидесятые их заменили на современные дизеля. Спустя годы я узнал интересные подробности о «пароходном» прошлом «Георгия Седова» и сегодня привожу их полностью.
Первая мировая – и первое переименование. Самое длинное имя.
Во время первой мировой войны 6 февраля 1915 года пароход был по военно-судовой повинности вытребован из Керчи и зачислен в состав 2-го дивизиона Подводной бригады Черноморского флота в качестве плавбазы. Во время переоборудования в трюме № 1 устроили жилые помещения для команд подводных лодок, в трюме № 2 – кладовые имущества и расходных материалов кораблей дивизиона. В ноябре 1916 года судно получило новое наименование – «Е.И.В. BЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ».
Гражданская война - теракт на борту.
Революционные события в стране привели к новым изменениям судьбы и названия судна. Так портовому судну "Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич", приказом по морскому ведомству № 238 от 25 сентября 1917 года вернули прежнее название – «ВОЗРОЖДЕНИЕ». В мае 1918 года пароход в Севастополе был захвачен германскими войсками, в ноябре – белогвардейцами, а в декабре 1918 года англо-французскими интервентами.
Когда клуб юных моряков получил новое судно «Исследователь», его поставили бортом к «Седову» и мы начали перегружать имущество, которое могло бы пригодится. Это были кастрюли и утварь, пожарный инвентарь и инструмент, аварийный лес и цемент, запаянный в специальные оцинкованные ящики. Я помню, как удивился наш боцман, вскрыв один из них, что цемент даже не слежался.
Поражало тогда многое – и лес, аккуратно покрашенный и уложенный на свои штатные места, и аккуратная покраска всего и вся на борту. Но больше всего поражали широкие трапы с деревянными лакированными поручнями и широкие коридоры.
Таская разный "судовой хлам", мне тогда еще курсанту флотилии, казалось, что именно в этих коридорах происходили события показанные в фильме "Неуловимые мстители". Каково же было мое удивление, когда на одном из морских форумов я наткнулся на спор о том, какое судно снималось в одной из серий "Неуловимых", в "Короне Российской империи". Так вот на том форуме утверждалось, что в фильме принимало участие два судна, одно из них – наш «Георгий Седов».
Но тогда, перегружая вещи, нам, курсантам, было невдомек, что во время гражданской войны с апреля 1919 года пароход, возвращенный прежним владельцам, был привлечен белогвардейцами для перевозки военных грузов из Китая и Европы, что 10 февраля 1920 года в Батуми, во время погрузки на судно боеприпасов, переданных белой армии англичанами, на «ВОЗРОЖДЕНИИ» произошел взрыв. Этот теракт был подготовлен и исполнен Нестором Лакобой, который в последствии, стал Председателем ЦИК ССР Абхазии. Пароход получил серьезные повреждения, однако отправился в рейс в Севастополь, где и стал на ремонт.
В ноябре 1920 года из-за плохого технического состояния его оставили в Севастополе при эвакуации врангелевских войск, где 15 ноября 1920 года «ВОЗРОЖДЕНИЕ» захватили части РККА. Пароход был национализирован и передан Черномортрансу.
Тогда я уже знал о дореволюционном происхождении судна и возможно, именно поэтому, в юношеской голове рисовались картинки с белогвардейцами и "неуловимыми". Мы прятались в каютах и нападали на товарищей, проходящих по коридору – играли в "неуловимых, а наш старый теплоход наверное вспоминал свою юность, ласково подмигивая нам солнечными зайчиками отражавшимися от воды и попадая внутрь через открытые иллюминаторы.
В 1921 году «ВОЗРОЖДЕНИЕ» на
Одесском судоремонтном заводе был поставлен на капитальный ремонт и 17 марта
1922 года переименован в «ФЕОДОСИЮ».
Пароход в 1922 году был включен в состав Государственного Черноморско-Азовского
пароходства. С 1924 года он числился в составе Черноморско-Азовской главной
конторы Совторгфлота. В 1925 году пароход вошел в строй. Порт приписки – Одесса
(№ 7). С 13 января 1927 года он служил в составе Черноморской главной конторы
Совторгфлота, а с 1934 года в состав Черноморского морского пароходства. В 1934
году прошел новый ремонт. За ударную работу в 1935 году команда парохода была
отмечена денежными премиями. Пароход в 1936 году был передан Азовскому
государственному морскому пароходству и 22 апреля 1940 года переименован,
получив название «ГЕОРГИЙ
СЕДОВ». Портом его приписки стал Ростов-на-Дону. Судно, бравшее на борт 239
пассажиров, стало работать на грузопассажирской линии Ростов – Ялта.
Вторая мировая - взорван, поднят и снова потоплен.
На верхней палубе теперь как-то сиротливо смотрелись два фундамента от грузовых стрел, оставшихся тут со времен, когда судно еще было грузо-пассажирским. Их оставили во время реконструкции судна на случай войны. Как рассказывал нам Игорь Петрович, на них, в случае мобилизации судна, устанавливаются артиллерийские орудия. В середине восьмидесятых, мы смотрели на эти стальные фундаменты и почему то представляли картинки из второй мировой войны.
Не знали мы тогда, что судно, на палубе которого, мы ходим, в те страшные годы было дважды потоплено.
В начале Великой Отечественной войны судно находилось на ремонте в Таганроге. Однако его мобилизовали и с 27 июля 1941 года зачислили в состав транспортов Черноморского флота. 12 октября 1941 года в связи с невозможностью вывода при отходе наших войск транспорт был взорван по приказу командования и затоплен личным составом в порту Таганрог.
Поднятый 23 марта 1943 года немецкими саперами, «ГЕОРГИЙ СЕДОВ» 28 августа 1943 года на буксире был уведен на ремонт в румынский порт Сулина, где восстанавливался под временным наименованием «РLOESTI». По окончании ремонта пароход с новым названием «JANINA» 19 ноября 1943 года был введен в строй и начал службу под немецким флагом. 5 мая 1944 года при налете ВВС Черноморского флота на Севастополь «JANINA» была потоплена. После войны пароход в 1945 году был поднят аварийно-спасательной службой Черноморского флота как корпус № 29.
Из парохода в теплоход.
По проекту ЦПКБ-8 на Туапсинском судоремонтном заводе «ГЕОРГИЙ СЕДОВ» прошел капитальный ремонт с удлинением корпуса. На нем вместо паровых машин установили дизеля. Тогда же изменили и внешний вид надстроек.
В 1958 году новый пассажирский теплоход «ГЕОРГИЙ СЕДОВ» Азовского морского пароходства водоизмещением 1325 т (1163 брт), длиной 76,85 м, шириной 9,45 м и осадкой 2,85 м начал службу на пассажирской линии Ростов – Керчь. Он принимал на борт 24 пассажира в каютах 1-го класса, 32 в каютах 2-го класса и 58 в каютах 3-го класса, а также 56 палубных пассажиров. Вскоре судно было переведено на линию Мариуполь – Сочи.
Позже теплоход был переоборудован в учебное судно Ростовского мореходного училища. Портом его приписки в 1964 году был Жданов. С 1965 года теплоход стал базой Новороссийского учебно-курсового комбината управления нефтеналивного флота.
После ремонта на заводе имени 61 коммунара с января 1968 года теплоход числился учебным судном морской школы (детской флотилии) в Николаеве.
Я часто вспоминал рассказ моего преподавателя, об одном стармехе, который так любил свое судно, что буквально разговаривал со своими дизелями и они, в ответ, никогда не ломались. Сейчас я думаю, что тогда, Игорь Петрович рассказывал нам о себе и «Георгии Седове».
Мы надеялись на то, что наше учебное судно все-таки
отремонтируют, но с каждым днем надежды становилось все меньше. Игорь Петрович
рассказывал нам о том, как в заводе вскрыли цистерны питьевой воды, сняли
цементное покрытие, а под ним блестел чистым блеском метал. Рассказывал он нам
и о том, что основная проблема судна – текучесть иллюминаторов, из-за которой
судно не выпустит Регистр в плавание и о том, что бывший первый секретарь
обкома партии Владимир Васляев был одним из немногих, кто действительно многое
делал для поддержания судна в хорошем состоянии, и что будь он жив, не дал бы
списать судно.
Шли дни и месяцы и нам сказали, что «Георгий Седов» списан и ремонтировать его не будут, что вместо него нам дадут другое судно. Бывшее научно-исследовательское судно из Севастополя «Исследователь» было отдано нашей флотилии. Думаю, это был последний случай, когда «сработало» имя «Возрождение».
В 1989 году я пришел работать на завод им. 61 коммунара. После обеда в заводской столовой у меня оставалось свободное время и я частенько захаживал к «старику». Он по-прежнему стоял у недостроенной набережной завода. Вахту уже сняли и местные мародеры потихоньку добивали его.
Усевшись на штабель бетонных конструкций, я смотрел на него и представлял как по его палубам бегали курсанты, отрабатывая навыки по пожарной и аварийной тревогам. Как на переборке под ходовым мостиком крутили кинофильмы, а мальчишки и девчонки как завороженные смотрели на киногероев, и видели себя, стоящих на капитанских мостиках. Так продолжалось несколько месяцев. А потом, я случайно узнал, что его на днях уведут на металлолом.
Я решился подняться на борт. Прошел по верхней палубе, заглянул в каюту директора флотилии, в ней стояло роскошное кресло отделанное красным бархатом, спустился по темному трапу в коридор. Деревянная завитушка перил казалось не хотела отпускать меня. Пароход прощался со мной, а я прощался с ним. И я и он понимали, что это последняя наша встреча.
Я прошел на ходовой мостик. Двери были открыты, повсюду валялись теперь уже никому не нужные судовые документы. Они были залиты дождем и слиплись. Перебрав их, я нашел чертеж постановки в док и свидетельство 1957 года на якорь, я не смог удержаться и забрал их себе на память. Сегодня это, пожалуй все, что осталось от «Георгия Седова».
На следующий день к нему подошли буксиры. Я подбежал на угол набережной и долго смотрел ему в след. Я не мог уйти и оторвать от него глаз. И только когда корма «старика» скрылась за мысом я отошел от берега.
Закончилась эпоха «Возрождения», начиналась новая жизнь девяностых…
Автор статьи: Андрей Шинкаренко
"Георгий Седов" - известный-неизвестный теплоход.(Часть 1)