"Георгий Седов" - известный-неизвестный теплоход.
Дважды утонувший, семь раз переименованный, с самым длинным за всю историю Российского флота названием, на борту родилась капитан дальнего плавания... Вы не поверите, но это все о бывшем флагмане детской флотилии в Николаеве!
Теплоход «Георгий Седов» хорошо известен николаевцам. Кто-то учился во флотилии и ходил на нем в поход, кто-то ремонтировал его на судостроительных заводах города, а кто-то просто видел красавец-теплоход на нижней набережной Флотского бульвара. Несмотря на такую популярность, мало кто знает об удивительной судьбе этого судна прослужившего 92 (!) года и о том, что оно, как ни одно другое подтверждает крылатую фразу Капитана Врунгеля – «Как Вы яхту назовете, так она и поплывет».
Да, мы все знаем, что «Георгий Седов» учебное судно Николаевской флотилии, но практически никому не известно, что изначально это судно строилось под названием «Возрождение». Кроме того, вся его история – это просто клубок мистических совпадений, как будто специально собранных для подтверждения его первого названия.
Везде, где бы это судно не появлялось, всегда что-то менялось к лучшему. Можно сказать, возрождалось.
Это относится и к обучению курсантов на его борту. Ну чем не возрождение кадров?
И к двум возвращениям к жизни из-под воды самого судна. Ну чем не возрождение флота?
И к рождению девочки на его борту и даже к строительству нового моста на Ингуле на месте, где с 1969 года начал швартоваться теплоход, а в 1974 году началось грандиозное строительство.
Да-да, на набережной Флотского бульвара, метров на пятьдесят дальше того места, где сейчас проходит Ингульский мост и там, где раньше начинался «Дикий пляж», в 1969 году начал швартоваться красавец теплоход – «Георгий Седов».
Он был передан флотилии юных моряков в Николаеве после ремонта в 1968 году на заводе им. 61 коммунара. На борту постоянно появлялись мальчишки в морской форме и одно это уже завораживало местных гуляк. И у меня частенько прогулки с родителями пролегали возле этого места - мы провожали сестру бабушки, которой нужно было подняться по бывшей «Адмиральской» лестнице, расположенной перед лодочной станцией.
Набережная, покрытая плиткой, заканчивалась практически возле самого теплохода. Ее окончание было довольно странным – бетонные аккуратные плитки просто обрывались и из-под земли были видны гранитные и мраморные плиты и кубы. Став чуть постарше, прибегая искупаться на «дикий пляж», мы с друзьями частенько рассматривали их и вчитывались в странные надписи с «твердыми знаками». Это были могильные надгробья, привезенные сюда видимо для отсыпки набережной. Не знаю кому пришла в голову эта идея, но она наталкивает на определенные размышления - если так просто, в нашем городе, можно было расправиться с надгробными памятниками, может и правда где-то рядом погребена и фигура памятника адмирала Грейга, пропавшая во время второй мировой войны?
За старым Ингульским мостом, на заводе им. 61 коммунара, в то время было много военных кораблей. Иногда между ними «проскакивали» рефрижераторные суда, но этот теплоход с каким-то притягивающим названием «Георгий Седов» радикально отличался от них.
Во-первых, он не был похож не на военный, не на грузовой. Во-вторых, имел название, ассоциирующееся с вполне конкретным человеком, а не «Дерзкий», «Стерегущий», «Беспокойный» или «Берингов пролив», ну а в-третьих, на нем постоянно были дети! И не просто дети, а вполне работоспособный детский экипаж.
На своих детских прогулках я стал проситься подойти к этому интересному судну и подолгу наблюдал за мальчишками и девчонками, драившими палубу на нем или в спасательных жилетах отрабатывающими посадку в шлюпку. Так продолжалось несколько лет.
Примерно в 1975 году строительство нового Ингульского моста перешло в активную фазу (непосредственно на берегу реки) и загадочный теплоход куда-то исчез. На то время я уже знал, что это флагман детской флотилии, расположенной у старого Ингульского моста. Почти четыре года в моих прогулках по набережной было ощущение утраты чего-то большого и значимого.
Встретился я с ним, лишь в 1979 году, когда нам дали дачу в районе "Дидовой Хаты", и по дороге туда на катере, я рассмотрел у одного из причалов ЧСЗ небольшой теплоход, до боли знакомый мне с детства. Конечно, рядом с огромным авианосцем он смотрелся крошечным, но я не мог ошибиться – это был «Георгий Седов». Спустя 20 лет, уже на заводе им. 61 коммунара, мне попадет в руки чертеж постановки теплохода «Георгий Седов» в док, датированный именно 1979 годом, которую я бережно храню и сейчас.
Следующим летом, купаясь с друзьями в реке на даче, в районе "Дидовой Хаты" мы увидели, как по реке идет красавец теплоход – тот самый «Георгий Седов», на борту которого по прежнему были видны дети в морской форме. Как мы завидовали им! Они, на настоящем теплоходе, в морской форме, да еще и в качестве членов экипажа!
Конечно же все игры у реки тут же изменились и наша ватага решила строить плот. Отправляясь на поиски походящих материалов, в душе мы надеялись, что хотя бы на обратном пути нас заметят и пригласят во флотилию.
В 1985 году, я стал курсантом в Николаевском клубе юных моряков, в группе мотористов. Это были очень интересные три года учебы: и теория, и практика, и шлюпочные походы, и долгожданная плавпрактика. Увы, «Георгий Седов» уже не ходил в походы, он терпеливо ждал ремонта у стенки завода им. 61 коммунара. На теоретических занятиях мы узнавали много интересного и периодически ходили всей группой на завод, на практические занятия, на наш теплоход.
На одном из занятий я и узнал от своего преподавателя, Древятникова Игоря Петровича, об истории теплохода и о том, что «Георгий Седов» был построен в 1898 году в Италии. Верилось тогда в это с трудом, но сегодня, спустя десятилетия, я постараюсь восстановить историю этого удивительного судна, сделавшего так много на своем веку.
Пароход из XIX века.
В 1898 году по заказу российского «Общества пароходства по Дону, Азовскому и Черному морю» на судостроительной верфи «Stabilimento Tecnico Triestino» в Триесте был построен стальной двухвинтовой товаропассажирский пароход «ВОЗРОЖДЕНИЕ» (строительный № 312).
Судно водоизмещением 1515 т (858,9 брт), длиной 71,86 м, шириной 9,60 м и осадкой 3,04 м могло принимать на борт 48 пассажиров в каютах 1-го класса, 40 в каютах 2-го класса и 56 в каютах 3-го класса. Двухвальная энергетическая установка с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения общей мощностью 900 л.с. обеспечивала судну скорость хода в 12,0 узлов. Экипаж – 27 человек. Порт приписки – Ростов на Дону (№ 1161).
В 1906 году в Пирее пароход «ВОЗРОЖДЕНИЕ» прошел капитальный ремонт, а в 1908 году перешел в собственность судовладельца И.Я. Древицкого.
Девочка, родившаяся на борту.
В 1908 году, почти в одно и то же время, случились два знаменательных события. В Петербурге вышла в свет брошюра "Право женщины на море", написанная сыном азовского рыбака, воспитанником Ростовской мореходки Георгием Седовым. В ней он говорил о том, что женщинам тоже нужно дать право на получение морского образования.
А (13) 26 сентября 1908 года, в Черном море, в
штормовую ночь, на выходе из Керченского пролива, на борту парохода "Возрождение" (с 22 апреля 1940 г. –
«Георгий Седов»)? выполнявшего рейс
Бердянск – Одесса, капитаном которого был Николай Васильевич Кисса, родилась его дочь Наташа – будущий первый
капитан-женщина на Азовье, проработавшая около пятидесяти лет в Азовском морском
пароходстве, в том числе 24 года в
должности капитана морских судов.
Рано оставшись без отца, Наталья становится кормилицей многодетной
семьи и в 19 лет устраивается работать на судоремонтный завод, откуда в 1928
году переходит юнгой на парусное
судно «Желанный», а затем матросом на мариупольский буксире «Рекорд»,
экипаж которого и направил её учиться в Ростовскую мореходку.
Первую морскую практику она проходила на борту парусной баркетины "Вега" (в 1936 году судно снимали в фильме по мотивам одноименного романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта») в вахте старпома судна Н.А .Лунина, выпускника той же Ростовской мореходки и будущего легендарного командира подводной лодки К-21.
Во время второй мировой войны Наталья Кисса - второй помощник капитана
на рудовозе "Анатолий Серов". Моряки снабжали грузами воинские части левого
крыла Южного фронта, эвакуировали население, вывозили раненых и материальные
ценности из Николаева,
Херсона и других портовых городов.
После войны Наталья Николаевна продолжает работать на судах Азовского морского пароходства, становится капитаном. В 1960 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В честь Натальи Николаевны, в 1974 году, был назван сухогруз "Капитан Кисса".
Это первый был пожалуй первый, на мой взгляд, известный момент, когда имя «Возрождение» сработало!
В 1912 году «Возрождение» прошел ремонт в Адмиралтействе РОПиТа в Севастополе. После его завершения он мог принимать на борт 36 пассажиров в каютах 1-го класса, 36 в каютах 2-го класса и 77 пассажиров в помещениях 3-го класса. Всего 149 пассажиров. С февраля 1913 года судно числилось в составе пароходства Л.Л. Андрейса. В начале 1914 года его включили в состав судов образованного в 1913 году «Азовско-Черноморского пароходного Общества». Бывший владелец парохода Л.Л. Андрейс стал одним из учредителей этого общества.
Автор статьи: Андрей Шинкаренко