Скромное обаяние николаевской архитектуры или ни для кого не обязательные размышлизмы.
Но сначала о Леди Архитектуре.
Как показали некоторые исследования, архитектура как вид искусства занимает одно из последних мест по всем категориям населения (если не последнее место) среди других видов искусства по количеству интересующихся ею не на уровне «вот это да!» или «ну и что из этого?».
Исключение составляют пенсионеры, очевидно, они внимательнее воспринимают окружающую среду, у них есть время посидеть, посмотреть, подумать. Для интереса проведите личный эксперимент: назовите выдающихся художников, скульпторов, архитекторов. Кого больше назовете?
Так что же, будем ждать до наступления пенсионного возраста? Но он все более и более увеличивается, можем и не дождаться…
В Средневековье знаете, кого изображали на готических витражах как Великого Архитектора? Бога с циркулем в руках.
А между тем архитектура – не просто вид искусства в ряду близких к ней так называемых смежных видов искусства – живописи, скульптуры, графики. Это Леди Архитектура. Она исходит из самых глубинных основах культуры и наглядно выражает их, это визитная карточка той или иной цивилизации. Леди Архитектура предполагает знание закономерностей ритма, пропорций, гармонии, истории, культуры в самом широком смысле этого слова, географии, медицины, метеорологии, геологии, математики, физики, химии и… и… т. д. И чем дальше, тем больше предъявляется требований к Леди Архитектуре по мере развития общества, науки, культуры.
Среди живописцев, графиков, скульпторов немало любителей, не имеющих специального художественного образования, но работающих на высоком уровне. А среди архитекторов нет самоучек, любителей. Здесь нужен и талант, и основательная специальная подготовка.
Любопытно и, конечно, интересно, что Леди Архитектура не жалует женщин. Назовете женщин-архитекторов? И я не назову. Архитектура – хотя и Леди, но очень неженский вид искусства. Она требует особого сочетания абстрактного мышления с художественным восприятием мира. А женщины далеко не всегда сразу точно определят, где правая сторона, где левая. Конечно, я не женоненавистник. Я констатирую очевидный факт.
Чтобы Леди Архитектура начала уважать вас, надо уважать и ее, т. е. знать, что это такое, овладеть языком, на котором она говорит. Архитекторы и искусствоведы, специализирующиеся на истории и теории архитектуры, оперируют очень большим количеством терминов. Полный словарь архитектурных терминов, если бы он был составлен (насколько я осведомлен, такого словаря нет), был бы самым объемным среди терминологических словарей смежных видов искусства.
В чем заключается красота Леди Архитектуры? Не в обилии деталей и форм, как представляют многие. Приведу мой любимый в этом отношении пример: театр оперы и балета в Одессе и Дом офицеров флота в нашем Николаеве. Я всегда сравниваю одесский театр с одесской купчихой, которая надела на себя множество нарядов и драгоценностей и вышла на променад, чтобы себя показать. Народ в восторге: «Ах, как красиво!» А чем восторгаться-то? Это архитектурный торт, взбитые сливки, архитектурно-скульптурная эклектика, появившаяся на одесской земле в период стилевого безвременья в европейской архитектуре и построенная на средства купцов. По сравнению с этим архитектурно-скульптурным тортом-купчихой Дом офицеров флота в Николаеве – это скромный, подтянутый, дисциплинированный морской офицер, на котором нет ничего лишнего. Восторги экскурсоводов, сообщающих взволнованно дышащим слушателям, что на отделку театра ушло 12 кг золота, у меня лично никакого эмоционального потрясения не вызывают. Архитектуру делает не золото, золото – всего-навсего придаток к архитектуре, оно может затмить ее, а может гармонировать с нею. Позолоченный торт останется позолоченным тортом.
В заключение этой части архитектурных размышлизмов процитирую итальянского архитектора Джо Понти: «Любите архитектуру древнюю, современную. Любите архитектуру за ее фантастические неожиданности и величественные открытия. За ее абстрактные иллюзии и изобразительные формы, которые очаровывают наш дух, захватывают наши мысли, сопровождают нашу жизнь… Любите ее за огромный, славный тысячелетний человеческий труд, о котором она свидетельствует своими соборами, дворцами и городами, своими домами и руинами…
Архитектура – одно из пяти условий жизни: хлеб, одежда, работа, дом, сказка. Сказка? Да, сказка».
А сейчас перейдем к Николаеву, к самой архитектурной его части – историческому центру – и вспомним название фильма Бунюэля: «Скромное обаяние буржуазии». Заменим слово «буржуазии» на Николаев – и получим очень хорошую характеристику николаевской архитектуры.
Именно скромное обаяние, открывающееся постепенно, не бросающееся в глаза, не лежащее на поверхности, отличает николаевскую Леди Архитектуру. Да, у нее нет фантастических неожиданностей и величественных открытий, поражающих своим великолепием дворцов или соборов. Но она живет своей неброской красотой, которая вписана в историю города (и в которую вписана история города). А чтобы проникнуться скромным обаянием архитектуры Николаева, надо как можно чаще бродить по его улицам, всматриваться в его постройки, научиться видеть на фасадах, этих «лицах» домов, их «необщее выраженье».
Я уже высказывался об одном из николаевских мифов: прямизна и широта улиц центральной части Николаева вызвана тем, чтобы такие улицы не мешали при перевозке бревен на верфи. «Широкие улицы (от 15 до 30 саженей) создают сеть кварталов 50Х50 или 50Х100 саженей. Интересно, что эта планировочная схема, характерная для градостроительства эпохи классицизма, обусловлена и практическими нуждами города – по ним на территорию Адмиралтейства провозились огромные бревна для постройки судов» – читаем в историко-архитектурном очерке «Николаев», выпущенном в 1988 - м году.
Что подсказывает здравый смысл? Возили бревна по всем улицам города кораблестроителей? И по слободке, например? Возили, скорее всего, по нескольким улицам (кстати, интересно было бы узнать, по каким именно?), но широкие прямые улицы характерны и для центральной части Николаева, и для кварталов, образованных Продольными, Поперечными, Военными и другими улицами, далекими от центральной части города. Значит, здесь кроется какое-то другое объяснение. Опять же обращаемся к здравому смыслу. Зачем делить город военного назначения, разбиваемый на ровной территории, какими-нибудь криволинейными улицами на не одинаковой формы и площади кварталы? Возьмите планы центральных частей городов Новороссии, основанных в конце XVIII – начале XIX вв., и увидите, что такая планировка характерна и для городов, далеких от кораблестроения.
А знание истории искусства подсказывает, что это была эпоха классицизма с его таким эстетическими принципами, как строгость, ясность, симметрия, простота.
Из крупных архитектурных стилей Николаев не обошли классицизм (все памятники архитектуры республиканского значения построены именно в классицистическом ключе) и модерн, подавляющее же большинство николаевских домов представляют различные вариации эклектики. Они интересны для внимательного читателя книги под названием «Архитектура» своими отдельными деталями, пропорциями, формами.
Для желающих познакомиться со скромным обаянием николаевской Леди Архитектуры я с удовольствием проведу прогулки по Николаеву. Где? Когда? Об этом можно договориться на "Николаевском Базаре".
Также предлагаю создать силами любителей фототеку николаевской Леди Архитектуры, куда вошли бы не только всем известные постройки, а интересные формы, детали, элементы, типичные (или нетипичные) для николаевского зодчества (не боюсь употреблять это высокое слово и по отношению к нашему городу).
Размышлял и предлагал кандидат филологических наук, доц. Л. М. Шкаруба.