Николаевский след французского масона
1897 год. Николаев. Начато строительство комплекса предприятий «Анонимного общества судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве». В то время их именовали единым словом - «Наваль». Современникам они больше известны как Черноморский судостроительный завод.
За годы существования сменилось несколько названий этого предприятия. Сейчас уже мало кто помнит, что в годы первых советских пятилеток этот завод гордо носил непривычное для юга Украины имя француза Андре Марти.
А кем же был этот человек и что так тесно связало его имя с нашим городом?
Родился Андре Марти в 1886 году во французском городе Перпиньяне, в семье торговца вином. В 1908 году поступил на службу в военно-морской флот Франции. Служил на различных кораблях. Принимал участие в походах в Китай, Индокитай, на Балканы и Марокко. В годы своей молодости был принят в масонскую ложу «Королевское искусство» Св. Иоанна в Перпиньяне и принимал участие в ее деятельности.
В 1917 году Марти назначают на должность корабельного инженера-механика эскадренного миноносца «Протэ». Именно на нем он принимал участие в боевых походах Первой мировой войны, и там же познакомился с младшим механиком этого корабля Луи Филиппом Бадина.
Осенью 1918 года «Протэ» направился в Черное море для участия в военной интервенции против Советской России. Этот и следующий за ним 1919 год стали очень тяжелым для большевистского государства - в самом разгаре гражданская война, во многих портах бывшей Российской империи высадились иностранные интервенты. На рейдах Севастополя и Одессы стояли целые эскадры французских боевых кораблей и судов.
Их экипажи, так долго ожидавшие окончания страшной войны, мечтали о возврате на родину. Рядовые моряки, как правило, состоявшие из беднейших слоев населения, симпатизировали русским рабочим и откровенно поддерживали произошедшую в нашей стране социалистическую революцию.
Весной 1919 года на французских кораблях, стоявших в наших портах стали происходить волнения. Матросы открыто выступали с протестами. Андре Марти и Луи Бадина встали в ряды организаторов восстания. Его начало было намечено на 20 апреля. Планировалось захватить управление боевыми кораблями и поднять на них красные флаги.
Однако заговор на "Протэ" был раскрыт командованием. Марти и Бадину арестовали. Но на некоторых кораблях французского флота, стоявших на Севастопольском рейде, в последующие дни все-таки произошли восстания. Их команды подняли красные флаги и отказались стрелять по войскам Красной армии.
Несмотря на подавление восстания, его цель была достигнута – уже в начале мая 1919 года французские ВМС покинули Черное море. По прибытии во Францию участники и организаторы выступлений предстали перед судом. Значительную их часть приговорили к различным срокам заключения и каторжных работ. В частности, Андре Марти был осужден на 20 лет каторжных работ. Бадину также отравили на каторгу.
Эти два французских моряка стали настоящими народными героями своего времени для страны советов. Их личности обрели необычайную популярность в нашей стране. Везде проходили митинги в их поддержку.
На этой волне в конце 1922 года объединение заводов «Наваль» было переименовано в Николаевский судостроительный завод им. Марти и Бадина. Рабочих этого предприятия в те годы в народе стали называть «марти-бадинцами».
В июле 1923 года, после 52-месячного заключения, в возрасте 37 лет Андре Марти был помилован и освобожден. Этому способствовала широкая международная компании в его поддержку и выступления рабочих не только в самой Франции, но и во всем мире. Обретя свободу, Марти вступил в ряды Коммунистической партии Франции и занялся бурной политической деятельностью - стал членом французского парламента. В СССР советы рабочих и крестьянских депутатов городов Одессы, Москвы и Ленинграда избрали его своим почетным членом.
Осенью 1924 года советское правительство организовало визит Андре Марти в СССР. Из Франции в Николаев его доставил эскадренный миноносец Черноморского флота «Незаможный» (с 1926 г. - «Незаможник»).
Этот корабль, вероятно, выбрали не случайно. Его строительство окончили в Николаеве всего за год до этого. Он являлся первым эсминцем советского Черноморского военно-морского флота и создавался за счет средств беднейших (незаможных) крестьян, отчего и получил такое имя.
3 ноября 1924 года к 11:00 на каботажном моле Николаевского морского торгового порта выстроились части Сивашской дивизии, артиллеристы, военные моряки, собрались рабочие заводов города, представители партийных органов, различных союзов и организаций. Около 12:00 «Незаможный» пришвартовался к пристани.
Совместно с Андре Марти прибыли сопровождавшие его лица – начальник морских сил Черного моря Викторов М.В., член реввоенсовета Черноморского флота Киреев, секретарь французской секции Исполкома Коминтерна Вайнер и председатель ЦККП(б)У Успенский, а также супруга А.Марти – Паулина Торинья.
Громкое «Ура!» разнеслось по окрестностям. Стоя на капитанском мостике Марти улыбался и приветствовал встречающих размахивая кепкой. Произошел импровизированный митинг. Используя корабль в качестве трибуны, Марти по-французски обратился к собравшимся. Его слова тут же переводились на русский язык
«Товарищи, – сказал он, - я счастлив прибыть в Николаев и передать николаевскому пролетариату горячий привет от имени революционных рабочих и крестьян Франции, французской коммунистической партии и молодежи.
Особенным счастьем я считаю выступить здесь, где вы когда-то находились под гнетом интервенции. Этот привет я счастлив передать вам именно сейчас, когда вы начинаете восстанавливать свое государство, разрушенное во время великой борьбы.
Я горячо приветствую рабочих революционного Николаева, которые после своей борьбы, холодные и голодные, в ужасной обстановке, не покидали свой труд!
Мы сегодня еще встретимся, чтобы потолковать и рассказать вам о том, как живет рабочий класс Франции. А покамест, позвольте закончить мое краткое приветствие словами: - Да здравствует красный Николаев!».
Именно так начинался визит французского коммуниста в Страну Советов. В тот же день А.Марти совершил полуторачасовую поездку в близлежащее от Николаева село – Богоявленское, шефство над которым взяли городские заводы. Здесь ему показали сельский театр, хату-читальню и детский дом. Было также и общение с крестьянами – жителями села. А в 20:00 в помещении Госкино № 1 на углу улиц Советской и Свердлова состоялось общегородское партийное собрание, в котором Марти принял участие.
На следующий день – 4 ноября, после окончания рабочей смены, перед проходной завода «им. Марти-Бадина» произошел массовый митинг, собравший огромное количество народа. Многотысячная толпа полностью заполонила заводскую площадь от проходной до самого тоннеля под железнодорожным мостом. Красные знамена, приветственные лозунги, пламенные призывы… И снова выступает Марти. На этот раз с длинной речью, на непонятном для николаевцев французском языке. Его речь тут же переводится. Говорил он о революционном движении во Франции, об отношении рядовых граждан этой страны и ее руководителей к советскому государству, а также о тяжелом положении простого народа в его стране и необходимости поднятия производительности труда, о назревших революциях во Франции, Германии и других странах, о необходимости поддержки этого движения со стороны СССР.
После доклада Марти выступали советские партийные и общественные лидеры. Тогда же на митинге был поднят вопрос об исключении из наименования судостроительного завода имени Луи Филиппа Бадина.
Все дело в том, что к тому времени с Бадина произошли определенные события, повлиявшие на его репутацию в революционных кругах. 3 августа 1922 года он вместе с 37-ю мятежными французскими военными моряками был амнистирован, после чего, как не отбывшего до конца срока воинской повинности, его возвратили на военно-морскую службу. Он отошел от коммунистического движения, за что и был исключен из компартии Франции. Марти же в то время находился в заключении и был освобожден только через год.
«Долой Бадина! - кричали митингующие, - Наш завод Андре Марти!». Участники митинга единогласно поддержали решение о переименовании завода.
Именно с того памятного дня завод стал носить имя только одного француза-коммуниста. Так он назывался и в последующие 32 года. А в 1956 году заводу присвоили новое имя - министра судостроительной промышленности СССР И.И. Носенко.
Это были лишь первые дни пребывания Андре Марти в нашей стране. Николаев стал отправной точкой его революционного турне. Марти оставил значительный след в истории города и еще не одно последующее поколение кораблестроителей трудилось на заводе имени этого человека.
Автор статьи: Дмитрий Оранский
В статье использованы фотоматериалы из личных архивов участников форума "Скамейка"