Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина
Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина является одним из старейших художественных музеев Украины.
Телефоны:
приемная: (0512) 37 23 67;
научно-образовательный отдел: (0512) 37 23 53
Адрес: 54030, Украина, г. Николаев, ул. Большая Морская, 47.
Музей на карте Google.
График работы:
посещение экспозиций:
Вт -Чт - 9:00 - 18:00
Пт - Вс - 10:00 - 19:00
Выходные дни: понедельник.
Стоимость:
- основная экспозиция:
для одиночных посетителей (взрослых): 30 грн. 00 коп.,
для детей с 6 лет, учащихся: 15 грн. 00 коп.,
для детей до 6 лет: 10 грн. 00 коп.
- экскурсионное обслуживание (до 15 чел):
Взрослые – 60 грн. 00 коп.
Детские – 30 грн. 00 коп.
Для ветеранов войны (участников ВОВ, участников боевых действий), инвалидов войны, ликвидаторов аварии на ЧАЭС 1-й категории, воспитанников детских домов семейного типа бесплатно.
Электронная почта: museum0@ukr.net
Сайт: www.vereschagin.com.ua
История создания музея
Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина является одним из старейших художественных музеев Украины.
Предпосылками его создания стало распространение просвещения среди народа, укрепление патриотических чувств, меценатство. Большое значение в популяризации гуманистических идей изобразительного искусства приносила активная деятельность художников – передвижников и членов Общества южнорусских художников, которые организовали многочисленные передвижные выставки в разных губернских и уездных городах Украины.
Большую роль в создании Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина сыграл Николай Антонович Гедройц. Высокообразованный и духовно щедрый человек, князь Н.А. Гедройц много сделал для сохранения изобразительного искусства, поиска активных форм популяризации и поддержки украинских художников, сплотил вокруг себя людей, небезразличных к судьбе страны, развитию и популяризации художественного искусства.
Проживая в Николаеве, Н.А. Гедройц инициировал создание Общества утонченных (красных) искусств, которое в 1913 году насчитывало более 100 членов и объединяло николаевских художников и любителей искусства. О высоком авторитете Общества свидетельствовал и факт опеки над ним Великого князя Кирилла Владимировича.
Самым главным делом для николаевского Общества утонченных (красных) искусств имени В.В. Верещагина стало основание художественного музея – памятника выдающемуся художнику-баталисту Василию Васильевичу Верещагину.
Именно по инициативе Н.А. Гедройца, организационный комитет обратился с письмом к Президенту Академии искусств, где отмечалось: “Имя В.В. Верещагина, как прежнего воспитанника морского училища, который, кроме того, так трагически погиб в морской стихии, окружено исключительно трогательным почетом среди моряков. И мы, николаевцы, стремимся увековечить память прославленного художника - философа…, который так блестяще прославлял своим гением нашу Отчизну”.
Большую помощь по делу создания музея и присвоении ему имени В.В. Верещагина оказал комитету художник И.Е. Репин. Он одобрил и поддержал инициативу Н.А. Гедройца. В другом письме, уже к военному Морскому министерству, И.Е. Репин подчеркивал: “Форма выявления нашего почитания светлой памяти покойного В.В. Верещагина – основание художественного музея его имени в морском городе, в Николаеве, вполне целесообразная и в наилучшей мере увековечивает образ художника-патриота как поучительный пример будущим поколениям”.
В это время Общество утонченных искусств им. В.В. Верещагина, возглавляемое князем Н.А. Гедройцем, решало с местной властью, в частности с городским председателем Николаем Павловичем Леонтовичем, вопрос о выделении помещения для вновь созданного художественного музея.
После того, как Императорская Академия искусств и Русский музей (С.-Петербург) выразили согласие на передачу в Николаев произведений В.В. Верещагина и других полотен знаменитых художников, в городскую Думу с благодарностью и новой просьбой обратились члены Совета Общества утонченных искусств, где отметили о необходимости выделения отдельного оборудованного помещения.
После такого обращения Дума вместе с городским Головой Н.П. Леонтовичем, решили для функционирования будущего художественного музея им. В.В. Верещагина, предоставить помещение Николаевского Отделения Императорского Технического общества.
Отзывались меценаты, которые соглашались передать в коллекцию музея произведения из своих коллекций. Вдова художника Л.В. Верещагина передала личные вещи художника, Императорский Ломоносовский фарфоровый завод готовился отправить в Николаев фарфоровые изделия. Все это не давало возможности в нормальных условиях демонстрировать в предусмотренном помещении музейные экспонаты. Кроме того, в дальнейшем планировалось в художественном музее устраивать выставки-продажи художественных полотен и других изделий искусств.
Таким образом, опять затрагивается вопрос о новом помещении. К этому делу привлекают И.Е. Репина, авторитет и слава которого помогли. Письменные обращения великого художника к царю, морского министра И.К. Григоровича и других чиновников сдвинули дело с места.
22 сентября 1912 года Главный инспектор морской строительной части, выполняя правительственное распоряжение, передал в аренду на 12 лет помещение одного из наилучших сооружений города – гауптвахты для художественного музея. Это было наиболее подходящее помещение, как по размерам, так и по месту расположения – на Соборной площади. Дом был сведен в виде двухэтажного дворца по заказу Г.А. Потемкина по проекту петербуржского архитектора И.Е. Старова в классическом стиле. В этом помещении музей планировалось разместить на верхнем этаже, а художественные мастерские, школу искусств и другие вспомогательные помещения должны были располагаться на первом этаже, здесь же планировалось открыть скамью, где бы продавались декоративно-прикладные изделия, брошюры о В.В. Верещагина и прочее.
Открытие Николаевского художественного музея состоялось 6 июня (по новому стилю) 1914 года – в 10-летие трагической смерти на броненосце “Петропавловск” вице-адмирала С.Й. Макарова и художника-баталиста В.В. Верещагина.
Основу музейной экспозиции составили 148 разных (картин, этюдов и рисунков) произведений В.В. Верещагина, которые были получены из Русского музея императора Александра ІІІ-го. Среди них самыми выдающимися были 20 картин, три из которых демонстрировались в декабре 1914 года в Санкт-Петербурге на посмертной выставке произведений В.В. Верещагина.
В то же время Петербуржская Академия искусств отправляет в Николаев 29 работ известных русских мастеров кисти и резца. В коллекцию музея вошли произведения И.К. Айвазовского “Пушкин на берегу моря”, Н.И. Авилова “Иван Грозный на прогулке”, В.Е. Маковского “Букинист”, К.Я. Крыжицкого “Штиль”, работы Д.К. Крайнева, В.Д. Поленова, Ф.О. Рубо. Позже поступило еще 9 работ.
Кроме живописи, были переданы и скульптуры М.М. Антокольского “Иван Грозный”, В.О. Беклемишева “Святая Варвара”.
Кроме Академии искусств, Общество им. А.И. Куинджи направило в музей три пейзажа мастера (”Горный пейзаж”, “Марина”, “Зимний ландшафт”).
Выполнил обещание и Императорский Ломоносовский фарфоровый завод, который вместе с гранильной фабрикой передали уникальные коллекции прикладного искусства.
Частные коллекционеры и городские жители дарили полотна выдающихся русских и зарубежных художников. Инициатор создания музея Н.А. Гедройц подарил 11 рисунков В.В. Верещагина.
Среди самых почетных гостей на открытии музея был сын В.В. Верещагина. Благодаря подаренным семьей личным вещам художника, удалось воспроизвести обстановку рабочего кабинета художника.
Как и планировалось, при музее стали успешно работать школа и курсы рисования, где в первые месяцы деятельности училось 120 человек. Кроме того, для взрослого населения были организованы занятия по ковровому производству, которые проводила опытная мастерица, специально приглашенная из Курской губернии.
После Октябрьской социалистической революции собрания пополнялось произведениями из национализированных частных коллекций, картинами Р.Г. Судковского, переданными в 1924 году из Очакова братом художника, произведениями советских мастеров, которые поступили из Всеукраинского комитета по делам искусств. В канун Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. коллекция насчитывала около тысячи произведений. Но в годы временной фашистской оккупации музей был варварски ограблен.
Восстановление началось сразу после изгнания фашистов из города. В 1945 году музей возобновил свою работу в небольшой старинной усадьбе. Были найдены некоторые произведения В.В.Верещагина, его личные вещи, работы И.К. Айвазовского, Р.Г. Судковского, М.М. Антокольского и других художников. Большую помощь в формировании послевоенной коллекции оказали Киевский музей русского искусства, Киевский музей западного и восточного искусства (в настоящее время - Музей искусств им. Богдана и Веры Ханенко), Одесский художественный музей. На протяжении 1970-1980 гг. собрания музея регулярно пополнялось за счет поступлений из дирекции художественных выставок Министерства культуры СССР, УССР, Союза художников СССР, УССР и других организаций, а также из частных коллекций.
В 1986 году музей отпраздновал новоселье в новом просторном здании. В его залах на втором этаже развернулась экспозиция отечественного искусства, которая включает произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, графики. На третьем этаже в отдельном зале музея экспонируются произведения западноевропейского искусства.
По материалам сайта музея.
После Октябрьской социалистической революции собрания пополнялось произведениями из национализированных частных коллекций, картинами Р.Г. Судковского, переданными в 1924 году из Очакова братом художника, произведениями советских мастеров, которые поступили из Всеукраинского комитета по делам искусств. В канун Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. коллекция насчитывала около тысячи произведений. Но в годы временной фашистской оккупации музей был варварски ограблен.
Восстановление началось сразу после изгнания фашистов из города. В 1945 году музей возобновил свою работу в небольшой старинной усадьбе. Были найдены некоторые произведения В.В.Верещагина, его личные вещи, работы И.К. Айвазовского, Р.Г. Судковского, М.М. Антокольского и других художников. Большую помощь в формировании послевоенной коллекции оказали Киевский музей русского искусства, Киевский музей западного и восточного искусства (в настоящее время - Музей искусств им. Богдана и Веры Ханенко), Одесский художественный музей. На протяжении 1970-1980 гг. собрания музея регулярно пополнялось за счет поступлений из дирекции художественных выставок Министерства культуры СССР, УССР, Союза художников СССР, УССР и других организаций, а также из частных коллекций.
В
1986 году музей отпраздновал новоселье в новом просторном здании. В его
залах на втором этаже развернулась экспозиция отечественного искусства,
которая включает произведения живописи, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, графики. На третьем этаже в отдельном
зале музея экспонируются произведения западноевропейского искусства.