Неизвестный конкурент
К производителям больших городских автобусов в Украине с недавних пор добавилось еще одно, пока что малоизвестное предприятие из Харькова. Совместное российско-украинское предприятие ЗАО «КАМАЗ-УТК» на базе одного из автотранспортных предприятий АТП-16331 города Харькова еще два года назад разработала и выпустило опытный образец автобуса «СКИФ-5204».
Инвестиционный фонд проекта составлял $ 3 млн. Сборочный завод был создан на территории харьковского, нужно отметить, что не самого крупного в городе. Здесь трудятся всего 150 человек. Соотношение украинской и российской комплектации в автобусе «СКИФ» составляют 45% и 55% соответственно. Кроме харьковских предприятий в реализации нового проекта участвуют более 30 украинских производителя, среди которых: ПО «Коммунар», НПП «ХАРТРОН-ПЛАНТ», сумской завод металлургического оборудования, Запорожский стекольный завод и др.
Из названия предприятия-производителя, можно догадаться, что за основу автобуса взято шасси известной российской марки КАМАЗ-5297, которое используется для постройки автобусов НЕФАЗ в России. В Украину поставляется только шасси, которое состоит из двигателя, сцепления, коробки передач, тормозной системы и т.д.
Своим конструкторским бюро был спроектирован новый кузов с плавными обводами, огромным панорамным лобовым стеклом. Передок автобуса украсила оригинальная маска с головными световыми приборами. Новый автобус имеет просторный салон с огромными накопительными площадками возле дверей вмещает до 114 пассажиров. Многочисленные поручни снабжены пластиковыми ручками. 28 мягких сидений обшиты сверхпрочной «антивандаловой» тканью. Автобус имеет заднее расположение двигателя, в результате задняя площадка стала на одну ступеньку выше остальных.
В Харькове изготавливается кузов, салон и электрооборудование, а также ведется общая сборка автобуса «СКИФ-5204». Передняя и задние маски кузова выполнена из стеклопластика. Облицовка металлического каркаса выполнена методом приклейки композитных панелей «REYNOBOND», обладающих огромной устойчивостью как к коррозии так и к ударному разрушению. Наиболее уязвимые элементы, такие как колесные арки и ступени изготавливаются из нержавеющей стали и алюминиевых профилей. В оконные проемы в резиновые уплотнения установлены теплопоглощающие тонированные стекла.
На новый автобус предприятие получило сертификат в короткий срок, и первый автобус попал на городские маршруты Харькова.
С момента появления первого опытного образца «СКИФ-5204» прошел уже не малый срок, прежде чем на харьковских линиях появились еще четыре автобуса. В их конструкции было внедрено несколько изменений после выявления некоторых просчетов при эксплуатации первой машины. Претерпел изменение и внешний облик автобуса. Особенно преобразился передок. Лобовое стекло стало немного меньше в результате над ним образовалась небольшая площадочка, куда с крыши кузова сместились габаритные огни. Видоизменилась конфигурация переднего буфера и расположение приборов освещения. Но, как и прежде центральную часть передней маски украшает эмблема с названием автобуса на украинском языке «СКIФ», а чуть правее логотип КАМАЗа. Корма автобуса так же преобразилась.
Совместное предприятие уже подписало свои первые контракты на поставку автобусов. Эти машины уже можно встретить на улицах Кременчуга, Николаева и собственно Харькова. Определена стоимость нового автобуса. Она составляет 370 тыс. грн.
Технические характеристики автобуса Скиф-5204:
Основные параметры:
Полная масса автобуса при номинальной пассажировместимости 18000 кг
Нагрузка на переднюю ось 6500 кг
Нагрузка на заднюю ось 11600 кг
Номинальная пассажировместимость чел 114
Количество мест для сидения 28
Максимальная скорость 70 км/ч
Емкость топливного бака 250 л
Контрольный расход топлива на 100 км при 60 км/ч 26,5 л
Минимальный радиус поворота 12 м
Формула дверей 2-2-2
Колесная формула 4x2
Габаритные размеры (длина/ширина/высота) 11500/2500/3050 мм
База 5840 мм
Двигатель:
Модель КАМАЗ-740.11 -240 (EURO1)
Тип Дизель с турбонадувом
Расположение и число цилиндров 8 V
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин 176(240) кВт (л.с.)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала
1200-1600 об/мин 833(85) Нм (кгс м)
Рабочий объем 10850 см3
Сцепление:
Тип Фрикционное, сухое, двухдисковое
Привод Гидравлический с пневмоусилителем
Коробка передач:
Тип Механическая, пятиступенчатая с синхронизаторами на 5-4 и 3-2 передачах
Привод Механический тросовый или электропневматический мод. ЁЛЛ. 12
Колеса:
Дисковые, стальные (алюминиевые), размерность 8,25x22,5
Предусмотрена блокировка межколесного дифференциала
Шины:
Тип Радиальные, бескамерные
Размерность 11/70R22.5
Мосты:
Передняя ось Цельнокованая балка двутаврового сечения
Задний мост "MADARA" или "КАМАЗ", ведущий с центральной главной и планетарными колесными передачами
Общее передаточное число моста 5,08 или 5,11 соответственно
Тормозная система:
Рабочая - Пневматическая, с приводом на все колеса, выполнена по двухконтурной схеме: привод передних тормозов; привод задних тормозов
Стояночная - Задние тормоза с приводом от пружинных энергоаккумуляторов
Запасная - Функцию запасной выполняют контуры рабочей тормозной системы
Вспомогательная (моторный тормоз) - Замедлитель с двумя заслонками в системе выпуска отработавших газов
Рабочие механизмы - На всех колесах барабанного типа, с S-образным разжимным кулаком и безасбестовыми накладками, оснащаются АБС "Wabco" или "Knorr-Bremse" (Германия)
Подвеска передняя:
Зависимая, пневматическая, на двух пневмоэлементах с двумя телескопическими амортизаторами и одним регулятором положения кузова
Подвеска задняя:
Зависимая, пневматическая, на четырех пневмоэлементах с четырьмя телескопическими амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова
Рулевое управление:
Гидроусилитель - Интегрального типа, производства фирмы "РРТ" (ёгославия) или "RBL" (Германия)
Кузов:
Каркас кузова сварной конструкции из прямоугольных стальных труб, с антикоррозионной обработкой
Вентиляция:
Естественная, приточно-вытяжная через люки крыши и форточки боковых окон
Отопление:
Жидкостное от системы охлаждения двигателя и независимого подогревателя. 141.8106 с дистанционным пультом управления и электронным таймером
Электрооборудование:
Номинальное напряжение 24 В
Аккумуляторные батареи Две 6СТ-190
Мощность генератора 2 кВт
Мощность стартера 8,2 кВт
Александр Говоруха