Место, где хранили соль
Этот рассказ будет посвящен району, в котором я родился и провел детские годы (около 13 лет) - Соляные. Про этот район мало что рассказывают и информации в просторах интернета по нему отыскать сложно, а то и вовсе невозможно.
Я был совсем маленьким мальчишкой, а значит всех подробностей и фактов физически помнить не могу, так что строго не судите, если где-то ошибаюсь. Поэтому основная часть текста – это воспоминания и рассказы моих более старших друзей, знакомых и близких, за что им отдельная, огромная благодарность.
Начну я свой рассказ с того, почему район носит такое название. Некоторые люди мне рассказывали, что, мол, на этой территории добывали соль. Нет. Этот продукт на территории современного города никогда не добывали. Речки Ингул и Южный Буг хоть и были солоноватые, но не до такой степени, чтоб на берегах откладывалась соль. Её добывали на юге области, в Березанском районе1.
Название района связано с тем, что в 80-х годах XIX в. были построены хлебные и соляные магазины (склады, амбары) для покупки и хранения хлеба и соли. Поскольку за оптовый ввоз в город хлеба и соли взималась пошлина, то торговцы построили свои склады за пределами городской земли пред Московской заставой. Там происходила оптовая торговля солью.
Со временем в этом месте возник болгарский хутор, получивший название Соляной хутор или Соляные хутора. Впоследствии прижилась сокращенная форма названия ─ Соляные2. Протяженность с севера на юг – 4 км 100 м, с запада на восток – 1.5 км. Главная улица – проспект Героев Сталинграда3. В районе Соляных обнаружены остатки поселения славян VIII—IX вв.
Хочется добавить, что вплоть до Великой
Отечественной войны на полуострове, где расположен район, кроме этих складов и
нескольких зданий в районе Темвода ничего не было – один пустырь. После 1945
года район начал массово застраиваться частными секторами, «сталинками»,
«хрущевками» и «финками».
Начнем путешествие с Ингульского моста…
Хотя, сначала о пешеходном, (бывший транспортный). Транспорт по нему ездил вплоть до 1981 года, пока инженер Л. Карели не соорудил главный Ингульский мост, на месте бывшей Военной гавани4. А старый, тот, который впоследствии стал пешеходным развели, чтоб приучить граждан к пользованию новым.
Ингульский мост до 1996 года было сооружение с самой большой разводной частью в Европе. Плохо то, что с 1981 года мост капитально не ремонтировали, и много машин угробило ходовую об железную арматуру, выпирающую из-под асфальтового покрытия. Я уже молчу про крутой спуск в конце (если ехать с центра города на машине, да на приличной скорости, то в конце моста сполна можно ощутить, что такое "воздушная яма").
Вернемся к пешеходному мосту5. Построен он после войны, немного левее (если стоять лицом к Ингульскому спуску), метра на 2-3 от бревенчатого наплавного, который был заложен еще при основании города и разрушен во время немецкой оккупации. Осталась даже небольшая колея от того сооружения. А во время сильных отливов можно увидеть и деревянные колышки.
Парк победы (территория парка – 41,4 га). 25 марта 1946 года рабочий коллектив ЧСЗ обратился к гражданам с призывом организовать субботник, на котором в честь Великой победы на месте немецкого аэродрома создать парк им. Победы. Посадить первое дерево намечалось на воскресенье, 31 марта того же года6. В 1962 году открыли колесо обозрения и началась закладка парка развлечений с многочисленными аттракционами, которые в середине 2000-ых демонтированы.
Колесо обозрения закрыли еще раньше из-за ряда трагических случаев. В парке установлен мемориальный камень на честь Александра Сидорчука, устроившего диверсию на немецком аэродроме. (Он уничтожил ангар с авиамоторами, 27 самолетов противника и большие запасы горючего). В середине 60-х был построен спортивной комплекс «Трудовые резервы», с баскетбольной, волейбольной площадкой и футбольный полем, которое до 2012 года разрушалось на глазах. Недалеко от аттракционов, помнится мне, были деревянные качели.
Парк с начала 90-х приходил в запустение. С приходом «дачного бума» старшее поколение покупали участки под дачи и проводили там свои будни. Молодежь сменила отдых в парке, на ночные клубы и дискотеки. Не помогли даже многочисленные договора аренды с коммерческими и частными структурами. По сегодняшний день ведутся судебные разбирательства, чтоб вернуть территорию парка в коммунальную собственность.
В 1989 году в парке было начато строительство Сквера Воинов-интернационалистов. Строительство закончено 9 мая 1992 года открытием памятника "Разорванное сердце", в честь погибших николаевцев, воевавших в Афганистане.
Активное участие в строительстве принимал участник боевых действий на Кубе Анатолий Шаблистый, контролировал ход работ представитель Президента Украины в Николаевской области Анатолий Кинах. В 2005 году сквер реставрировали: завезли военную технику (так и появился музей военной техники под открытым небом), построили колокольню, а саму территорию переименовали в Аллею Боевой Славы.
За парком Победы, с восточной стороны, раскинулась обширная территория - Темвод. Во времена немецкой оккупации здесь находился концентрационный лагерь – Шталаг-364, один из крупнейших на юге Украины, в котором погибло более 30000 человек. При прокладке высоковольтных сетей под землю, монтажники находили многочисленные человеческие останки. Упоминанием про темводский Шталаг сегодня остается фрагмент стены и мемориальный камень.
Темвод - поселок из бараков-общежитий и домиков (полуземлянок) для рабочих завода им. 61 Коммунара был построен в 1930-1941 гг. на месте старых складов Адмиралтейства. Тут был даже свой собственный клуб и стадион7. Название поселка ─ своеобразная аббревиатура от «Трубочного электромеханического завода» (первоначально «Тэмвод»), который производил трубки и взрыватели для морских снарядов, мин и приборов для управления артиллерийской стрельбой. Первоначально это – канатный завод при Адмиралтействе и находился за пешеходным мостом, на современной территории завода им. 61-го коммунара.
Буквально в 300-х метрах от Темвода находится здание главного корпуса НУК, (бывший НКИ), состоящий из 5-и блоков. Строительство последнего блока завершено в 1987 году.
Авторы-архитекторы комплекса: Н. В. Устинович, Д. Д. Ульяницкий, В. Г. Егоров, Г. В. Кожарский, инженер О. Б. Чернышев. Правда до сегодняшнего дня недостроенными остаются еще два корпуса и общежитие.
Учебное заведение закончили такие известные люди как: братья Валерий и Константин Меладзе, покойный ныне бывший мер города Владимир Чайка, тут обучается заслуженный мастер спорта Украины Ольга Харлан и еще много выдающихся личностей. Генеральным планом развития города Николаева, до 2020 года предусмотрено расширение территории учебного заведения, и адаптация его под европейские стандарты.
Предусматривается так же транспортная развязка с мостом в Ракетную Рощу.
При университете, для студентов, на этой же территории функционирует общежитие №1 и когда-то был клуб «Сталкер» (сейчас там, в виду недостатка мест в общежитии, живут иностранные студенты, в основном с юго-восточной Азии). А в общежитии живут не только студенты, по блату, договорённости и связям, там можно на небольшой период времени выбить комнатку и для себя. Перед общежитием, на месте нынешней парковки, в советское время ежегодно устраивались Всесоюзные ярмарки, функционировал цирк.
На другой стороне находится санаторий-профилакторий «Ингул», построенный в 1987 году по проекту А.П. Кавуна. Санаторий может принять одновременно 150 человек на стационарное обслуживание и еще столько же – на амбулаторное.
В 70 метрах от этого здания находиться бассейн все того же СО «Трудовые резервы». Я когда-то посещал это заведение. Как сейчас помню бассейн – вначале глубина небольшая, а к центру идет плавный спуск.
Опять же переместимся на другую сторону - ТЦ «Магеллан». На месте этого здания долгие 15 лет находился недострой, в котором так же планировалось открыть торговый центр, с лестницами по краям, ведущие на летнюю площадку.
За этим зданием были артиллерийские склады 40-й отдельной десантно-штурмовой бригады и танковой дивизии от в/ч-02248. Отдельного внимания заслуживает дом №13А. Я помню, как еще до 1995-1996 года (могу ошибаться в годах), на крыше этого здания гордо, большими буквами красовалась надпись ВЛКСМ.
Ну а дальше начинается жилой район с частными домами. Если частный сектор застраивался после войны, как было сказано раннее, то застройку 9-и этажными начали только в конце-начале 1980-х годов, по проекту инженеров-архитекторов В. П. Цымбала, В. И. Ильина.
Внимание заслуживают дома 17-21, называемым в народе «китайской стеной». За этими домами, расположились здания педагогического техникума и школа №51.
Далее, по обе стороны от проспекта идет обширный частный сектор, между которыми пристроились 3,5,6-этажные «хрущевки». По обе стороны так же расположились двухэтажные «финки».
На улице Гайдара №1, в 1956 году была построена школа №32 – первая школа в районе, в которой я и учился.
В доме 20а, когда-то работал военторг.
А сразу за этим зданием раскинулась обширная территория в/ч-0224, в которой несут службу военные 79-й аэромобильной бригады.
В 1979 году в составе Советской Армии началось создание десантно-штурмовых бригад и полков. На базе 612-го отдельного батальона десантного обеспечения и 100-й отдельной разведывательной роты 111-го парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в составе Одесского военного округа в Николаеве была сформирована 40-я отдельная десантно-штурмовая бригада. В 1980 году была выделена территория в мкрн. Соляные для этой бригады. В 1990 году была переименована в 40-ю отдельную воздушно-десантную бригаду.
Кстати, военные помогали в строительстве близлежащих 9-ти этажных домов. В конце 1990-х годов полк был переименован в 79-й отдельный аэромобильный полк. 1 июля 2007 года на базе полка, усиленного 11-м отдельным вертолётным полком, в порядке эксперимента была сформирована 79-я отдельная аэромобильная бригада.
Вдоль в/ч, снова можно видеть дома необычной архитектуры (дома 69-85) По высоте потолков и окон я бы сказал, что это больше «сталинки».
Остановлюсь подробнее на доме под номером 77. В этом здании когда-то (в середине - конце 90-х) были такие заведения как: кафе «Медвежонок», парикмахерская и салон красоты, почта и солдатская столовая. Кстати, гул заводящегося мотора от вытяжки, можно было услышать за квартал. Естественно, ничего этого уже нет.
А если говорить про «финские домики», то это скорее всего только два дома (83-85), с довольно необычной планировкой: с восточной стороны – подъезд и сразу же лестница на второй этаж, а квартиры первого этажа - с западной стороны здания.
Напротив этих домов здание детского сада №141 – «Звездочка», который я так же посещал (год постройки, к сожалению, не знаю), в доме №81-а с торца дома находилась комната школьника «Юнармеец».
Отдельного разговора заслуживает заводская железная дорога, демонтированная осенью 2013 года. Поезд перестал ездить по ней 10-ю годами ранее. Курсировал он от территории завода им. 61 коммунара до базы завода за развилкой. Дорога демонтирована чтоб погасить задолженность перед работниками предприятия.
Вдоль этой дороги по улице Флотская - снова частный сектор. С 1995 года территория массово застраивается замками и коттеджами, местных чиновников, которые выкупают у пожилых людей участки с 5-6 домами, чтоб поставить потом на них свой «дворец».
А в переулках можно даже увидеть «лексусы», «роверы», «порше» и «ролс-ройсы». Так что, можно сказать – элитный район. По словам местных жителей, их район когда-то соединялся с Ракетной Рощей наплавным мостом, остатки которые до сих пор лежат на дне реки. А на территории «Ракетки» про мост напоминает тропинка.
Заканчивается район кольцом со стелой «Николаев», с макетом кораблика «Святой Николай» и датой основания города над ним. А вообще эта часть района относительно новая – ее начали застраивать в начале 90-х. Недалеко от стелы раньше находилось здание сельхозтехники, в котором теперь разместился торговый центр, а на месте оградок сейчас автостоянка.
Мкрн. Соляные примыкает к мкрн. Северный большим пустырем, на котором раньше находился летний детский лагерь и большой фруктовый сад с яблонями и грушами. В середине сада находился памятник пионеру. После развала СССР сад вырубили лагерь разрушили (до сих пор можно найти асфальтовые дорожки и кусочки черепиц от здания).
Возле Терновки – остатки фундаментов военных складов. Сам пустырь изрешетили котлованами, под жилые дома, но из-за высоких грунтовых вод некоторые здания так и не были построены. До сих пор можно видеть два котлована, которые уже поросли деревьями и бурьяном. А кое-где, все так же просачиваются грунтовые воды (в начале территории, с которой начинается гаражный кооператив).
Что люди только там не строили, разве что плотины, чтоб удержать воду. Кстати говоря, именно из-за этого (а кто-то говорит, что из-за пустот под землей) проседают постепенно 9-и этажные дома. Один из них - 79-а, начал проседать сразу же при постройке, из-за чего этот дом лишился «дополнительной территории», кстати единственный в этом районе (кто-то использует их в качестве кладовых, а кто и в качестве второго балкона).
Ну и напоследок, хотелось рассказать про транспорт. А именно о троллейбусе. Его пустили на линию в 1983 году. Начинался его маршрут с переулка Терновская развилка. В 2007 году запустили еще одну ветку на Намыв.
А 18 сентября 2015 года, в микрорайоне Северный торжественно открыли новый троллейбусный маршрут №9, который соединил микрорайон с железнодорожным пассажирским вокзалом «Николаев».
Вот, в принципе, и все что я знаю и помню. Думаю, я ничего не забыл, а если забыл то, обязательно найдутся те, кто сможет что-то добавить от себя – поделится своими воспоминаниями и наблюдениями, а где не правильно и подкорректируют, буду только «за».
Комментарии:
- Точнее в селе Тузлы. На таких соляных приисках в свое время бывал известный русский писатель Максим Горький, о чем и написал в своем рассказе «На соли»
- Информация о названии местности взята с информационных источников интернета. Точное расположение складов и амбаров на полуострове мне не известно. Тут, по-видимому, речь идет о поселении Терновка, куда переселись болгарские переселенцы, бежавшие от турецкого ига. Их селили намного севернее Московской заставы. Сама Московская застава была у нынешнего пешеходного моста, на набережной.
- До 1982 года – Киевское шоссе. На некоторых домах, еще совсем недавно, можно было видеть старое название проспекта. Хотя на некоторых картах, участок от кольца на развилке, а также, от пешеходного моста, и до АЗС «Лукойл», указано прежнее название. В связи с массовыми переименованиями в стране, проспекту могут вернуть старое название.
- На другой стороне, в начале современной улицы Пушкинской, находилась военная гавань. Кстати, в 1975 году, на месте современного Ингульского моста, находился прогулочный теплоход, который вначале строительства таинственным образом исчез, и никто не знает куда.
- В XIX веке возле этого моста, на набережной была расположена Вознесенская гавань.
- Точную дату открытия парка, к сожалению, не знаю. В газете "Вечерний Николаев" упоминалась дата 1955 год.
- В начале 80-х людей с территории поселка переселили по району, в основном в новопостроенные дома, между переулками Парковый и Парусный.
- Возможно это остатки пороховых погребов. В конце XIX в – начале XX в этих погребах хранили порох Ракетного завода, который располагался напротив, на другой стороне Ингула, в ракетной Роще. Во время немецкой оккупации использовались немцами. Судьба этих построек вплоть до 1980 года мне не известна.
Автор статьи: Багаутдинов Марсель. 20.10.2015 (фото присланы автором)
Тема по Соляным обсуждается на форуме. Некоторые воспоминания форумчан перенесём сюда для полноты картины.
Пришло время освежить статью несколькими новыми фактами:
1.
Пионерлагерь на пустыре свернули в конце 60-х (мкрн. Северный). Сада на
пустыре не было, была роща из акаций, кленов. Лагерь назывался "Восток"
(Возможно потому, что находился на северо-востоке города). Лагерь
делился на две категории: один заводской с домиками, красивыми
беседками и мне кажется, что там гипсовые статуи были; а второй для
детей военных, он был попроще, жили в палатках. Там был открытый
кинотеатр. По вечерам показывали кино. А на закрытие лагеря делали
огромный костер, пускали ракеты и пели песни. (Благодарность: Галина Олдаковская (Коновалова), Владимир Юрченко, Сергей Радецкий)
2. Вдоль ж.д. на МТБ завода им.61 коммунара были огороды и сады местных жителей (Сергей Радецкий)
3.
Еще вопрос о 79-й бригаде. Насколько я помню, там где она базируется
сейчас, до середины 90-х была "учебка" мотострелков, а "десантура"
базировалась в Большой Коренихе и предислоцировалась в Соляные после
расформирования учебки (Сергей Радецкий)
4.Дома на Северном не
достроили не из-за грунтовых вод, а из-за развала СССР. Дома строил
зд.им-61 коммунара. В 90-е, в связи с недостатком денег , завод начал
избавляться от убыточной коммунальной сферы и передавать на баланс
города. Тогда мэрией и было принято " судьбоносное" решение: то что на
стадии котлована - не строить, на стадии цоколя или подвала - разобрать,
на стадии до 5-го этажа - достроить, на стадии выше 5-го - заканчивать
на уровне того этажа, до которого достроили. Так на Северном, рядом с
1-ти этажным монолитом, появился его брат-"огрызок" в 8 этажей, а
микрорайон остался без полноценной школы, котлован, под которую засыпали
мусором. Часть военных складов, оказывается, стояли на песке, что очень
"преобразило" береговую линию. Песок добывали все. Теперь там тоже
мусор (Сергей Радецкий)
5.Если там, где пер. Парусный
перебравшись, через ж.д. упирается в ул. Флотскую, повернуть направо, то
можно попасть на остатки стрельбища, где тренировались, в советское
время, работники спецслужб и ВОХР. Там же стоял береговой знак "Якорь не
кидать" (Сергей Радецкий)
6. В конце 70-х население Темвода
начали переселять по району, в связи с намечавшимся расширением
территории завода им. 61 Коммунара. (По проекту на месте этого района
вплоть до НКИ должны были быть цеха заво-да, в том числе и стапельный.
Планировалось и даже начато строительство горизонтального стапельного
места на территории завода). Для работников завода было так же построено
новое общежитие и кинотеатр "Труд" (в начале улицы Новоодесская,
напротив «стены»). (По материалам форума)
7. В бывшем клубе "Сталкер" сейчас ФОК НУК (Яндекс Карты)
8.
18 сентября 2015 года, в микрорайоне Северный торжественно во второй(!)
раз открыли троллейбусный маршрут №9 (Первый был открыт в 2001) (участник форума Николаевский кондуктор)