Маленькая гордость от большого моста
Уникальный, экспериментальный, самый большой автодорожный мост в СССР.
Едва ли не единственный из оставшихся в живых строителей Николаевского мостопоезда №444, бывший тогда в должности прораба, Николай Иванович Суворов рассказал о семилетнем строительстве перехода, дне его торжественного открытия, чувствах, которые наполняли его тогда и переживаниях, которые он испытывает сегодня.
Новый мост на смену старой переправе
Предшественниками современного разводного моста через реку Южный Буг были паромная переправа, построенная в 1827 г. в районе Малой Коренихи; наплавной мост, представлявший собой еловые колоды с уложенными на них прогонами и настилом; мост, который называют Старым Варваровским. Его построили после разрушения в годы Великой Отечественной войны предыдущего перехода – в прежнем виде и по той же оси, только с ограниченной грузоподъемностью: вместо 9 тонн - 5. Старый Варваровский мост приносил горожанам массу неудобств: шириной 6 метров и с односторонним движением, он не мог принять тяжеловесный транспорт.
Те же автомобили, которые могли воспользоваться переправой, должны были дожидаться своей очереди, пока не закончится движение с противоположного берега. Это создавало заторы на узкой колее, люди опаздывали на работу, а пассажиры больших автобусов и вовсе были вынуждены покидать салон во время переезда, дабы не очутиться в воде.
Спасением стало утверждение в 1957 г. Государственным проектно-изыскательским институтом "КИЕВГИПРОТРАНС" нового мостового перехода, который должен был соединить Варваровку и центр Николаева, автомагистраль Одесса – Николаев – Херсон – Запорожье – Мелитополь. Строительство уникальной конструкции началось уже в следующем, 1958 году коллективом Николаевского мостопоезда №444 под руководством Льва Георгиевича Карели.
Пилорама на Диком поле, склад цемента – на месте «Солнечного»
Николай Иванович Суворов, несмотря на свой солидный возраст – 83 года, помнит первые дни строительства Варваровского моста. Говорит, было это весной 1958 г. С правой стороны будущего перехода одновременно начиналось возведение жилых домов по улице Мостостроителей, по левой – пустырь. Варваровка с тех пор практически не изменилась.
Все необходимые материалы без перебоев и вовремя поступали по железной дороге, проходившей из Лесков в яхт-клуб и дальше в направлении сегодняшнего СИЗО. На Диком поле находилась пилорама, а на месте современного микрорайона «Солнечный» - склад цемента.
Уникальность моста заключалась в том, что впервые в мировой практике мостостроения по стендовой технологии изготовили предварительно-напряженные — и в два раза длиннее обычных — железобетонные балки пролетных строений. Преимущества такой технологии заключались в экономии металла, леса, других материалов. Длина балок составляла 65,4 м. По такой технологии позже построили крупнейший на то время в Европе мост через реку Волгу у Саратова и мост Метро в Киеве.
- При строительстве Варваровского моста вначале начали создавать опоры на берегу, а потом, с помощью плавредств, на воде. Параллельно шло строительство пролетных строений - их вывозили, устанавливали. Громоздкая была работа – каждая «банка», а их четыре от опоры до опоры, весила по 400 тонн. Плавучие опоры из понтонов затапливали, подводили под пролетное строение, воду выкачивали, и они от опор поднимались. После чего наводили «по осям», опять затапливали, и пролетные строения опускались на опоры, - рассказывает Николай Иванович.
Самым сложным, по его словам, было сооружение опор на воде. Изготавливали оболочки длиной в 30 м и диаметром 1200 мм - их необходимо было погрузить, а точнее «забить», от уровня воды до твердого грунта на 30 м. Оболочка пустотелая, в нее заходил ил, строители его удаляли и только потом заполняли бетоном. Все это для николаевских мостовиков было впервые. Ранее они хоть и строили мосты в Одессе, Херсоне, Снигиревке Николаевской области, но те были небольшими. Зато на эксперимент с николаевским мостом решились, не задумываясь. А опыта набирались уже в процессе строительства. В распоряжении первопроходцев находилось два крана – 70-тонный и 10-тонный на понтонах. Как передвигать на воде эти плавательные средства, подсказывали работники судостроительного завода имени 61 коммунара.
Спустя два года после начала строительства своим восточным крылом мост уже «прирос» к высокому берегу светло-серой гранитной эстакады. А дальше как будто зашагали во весь рост навстречу правобережной гребле огромные опоры.
Со стороны Варваровки также шло сооружение гребли. Отметим, что все это время рядом со строящимся гигантом, метрах в пятистах, находился старый наплавной мост – он выходил немного левее Варваровского элеватора и доживал свои последние дни. Когда новый мостовой переход открыли, старый разобрали. Некоторые его части еще долго лежали вблизи элеватора.
Первыми по Варваровскому мосту проехали дети и молодожены
Долгожданный день, 18 июля 1964 г., начался митингом у новенького мостового перехода, на который, кстати, государство потратило десятки миллионов рублей.
Во время мероприятия добрым словом вспоминали работу коллективов Николаевского мостопоезда, Черноморского судостроительного завода (тогда имени Носенко). Выступал заместитель начальника мостостроительного треста №1 И. Куличков, бригадир автоколонны облавтотреста Е. Чебанов, кадровый мостостроитель Г. Богомолов.
Когда митинг закончился, все направились к ленте, которой был перекрыт широкий мост. Под дружные аплодисменты ее перерезал первый секретарь промышленного обкома Коммунистической партии А. Иващенко. К слову, ножницы для перерезания ленты товарищу Иващенко подавала старшая дочь героя нашей публикации - Николая Суворова. Как только движение началось, мост мгновенно заполнился людьми – одни заняли пешеходные дорожки, другие ехали в автомобилях.
Первыми поехали легковые машины, в которых были самые маленькие жители Николаева – воспитанники детских садов №14 и 60. За ними – пионеры из пионерлагеря завода имени Носенко, передовики производства, молодежь. Из Варваровки к Николаеву отправилась колонна легковых автомобилей, в одном из которых находились радостные жених и невеста. В субботу и воскресенье мост превратился в место наиболее массового гуляния николаевцев. На новом пляже появилась масса купающихся. Те, кто побывал здесь днем, еще раз приходили вечером, чтобы полюбоваться красотой моста, когда на нем зажигаются фонарики. Был среди гуляющих и Николай Иванович.
- Раньше, когда только открыли мост, машин было мало – ходили, гуляли. Соберемся с молодежью – пойдем, по мосту погуляем. Там воздух был свежий. А сейчас не ходим – шум, гам…
Но что же испытывал человек, который принимал непосредственное участие в строительстве моста от самого его начала и до конца, который руководил бригадой монтажников, бетонщиков, плотников – всего около ста человек?
Отвечая, Николай Иванович смеется:
- Маленькая гордость была, конечно. И сейчас есть. Как же – такой мост. Все-таки уникальный на то время. Событие такое…
С момента появления «детище» Николаевского мостопоезда №444 уже дважды ремонтировалось – в 1991 и 2001 – 2004 гг. Однако в 2008 г. специалисты обосновали необходимость срочного ремонта моста, расписали действия, которые нужно осуществить по его реконструкции, но из-за отсутствия финансирования ремонт до сих пор не выполнен.
Сколько протянет мост без реконструкции?
- Ему почти 50 лет. Без ремонта долго не протянет: вода проникает, металл ржавеет, надо защищать металл, - констатирует Николай Суворов.
Созданием Варваровского моста мостостроительная деятельность николаевского прораба не закончилась: он построил огромный мост на Дунае (между Румынией и Болгарией), уникальный мост в Китае (через реку Янцзы), в Индонезии (на острове Калимантан), в Афганистане.
Отдыхая на скамеечке у своего дома на улице Мостостроителей, Николай Иванович Суворов каждый день слышит, как кипит жизнь на его первом существенном творении. От чего и испытывает свою «маленькую гордость».
Автор статьи: Екатерина Стриль
Статья "Варваровский мост" на нашем сайте.
Раздел "Мосты" в фотогалерее "Николаевского Базара".