Куда летал наш старенький «Ил-18»?
Москва-Магадан, Москва-Норильск, Москва-Хатанга, Москва-Мыс Шмидта, а еще Сочи, Краснодар, Ставрополь, Батуми, Барнаул — вот далеко не весь перечень городов, в которых довелось побывать самолету, позже превратившемуся в памятник и на долгие десятилетия приземлившемуся напротив Николаевского международного автовокзала.
Практичная мода
Идея устанавливать морские и воздушные списанные суда в качестве малых архитектурных форм появилась в СССР ориентировочно в начале 70-х годов. Выглядели они довольно пристойно, к тому же решали сразу два вопроса: куда девать списанную технику (тогда металлолом стоил дешево и не окупал затраты на утилизацию) и как удачно организовать городское пространство? Помимо этого, старую технику использовали в качестве музеев, кинотеатров, детских кафе, ресторанов, а иногда — центров для тренировки летчиков и космонавтов.
Как писал профессиональный пилот гражданской авиации Василий Васильевич Ершов, когда поступила команда снять с эксплуатации сотни лайнеров «Ил-18», у людей, которые должны были исполнить и доложить, рука не поднималась резать сразу всю армаду.
«Не верилось, - отмечал летчик, - что несколько сотен ещё исправных самолетов вот так сразу можно вычеркнуть из жизни. Дело это, поганое, позорное дело, все тормозилось на местах. Самолеты распихивали по углам, тайно надеясь, что там, наверху, ещё опомнятся, что жизнь покажет, что хватятся ещё и прикажут остановить побоище. Часть самолетов расставили в виде памятников на городских площадях, в парках, подкрасили, в иных устроили детские кинотеатры и кафе. Мода такая пошла, чтоб красавец-лайнер украшал жизнь горожан».
В Николаеве находилось два воздушных красавца и один — речной. Самолеты «Ил-18», раскинув крылья, замерли у рынка «Колос» (напротив автовокзала) и слева от спортивной школы «Надежда». А судно на подводных крыльях установили на проспекте Корабелов в Корабельном районе, в направлении завода «Океан».
Судьба необычных памятников
Пользу людям почтенные машины приносили даже на пенсии. В самолете у «Колоса» в середине 70-х был детский кинотеатр. Позже его переоборудовали в кафе «Карлсон», куда с удовольствием приходили николаевские ребятишки вместе с родителями.
Смотрела мультики местная ребятня и на борту экс-теплохода в Октябрьском, в
кинотеатре «Альбатрос».
Найти иное назначение, помимо украшения городской среды, покорителю воздушных
просторов у спортшколы «Надежда» так и не успели: грянула перестройка.
В независимой Украине все то, что не прибыльно, отодвигалось на второй план, и
средств на поддержание этих объектов долгое время не находили.
Заброшенный самолет у «Надежды» стали разбирать охотники за металлом. А
полуразрушенный, он уже представлял опасность для играющих рядом детей. Самолет
утилизировали. Следующим убрали кинотеатр «Альбатрос».
Люди, которые выросли в эпоху СССР, замечают, что от этого общество отнюдь не
выиграло. «Теперь у «Надежды» появится очередной прибыльный объект, но
николаевцы от этого только проиграют, поскольку дизайн кораблей и самолетов
воспитывает», - так считает редактор «Новой николаевской газеты» Юрий
Ицковский.
Как бы там ни было, но самолет у «Колоса» остался. В конце 90-х годов его
приватизировало частное лицо. Поговаривают, что самолет был куплен по цене
металлолома, и рассчитывал предприниматель не столько на заявленный «объект для
детей», сколько на земельный участок, который депутаты горсовета должны были
предоставить под обслуживание техники. Но, очевидно, не предоставили и поныне.
Отметим, что у самого самолета его хозяин соорудил вагончик, в котором нанятые рабочие осуществляют некую строительную деятельность. Возможно, это и стало причиной того, что хозяин воздушного красавца, прикрывшись политическими мотивами, категорически отказался давать какую-либо информацию Интернет-газете «Задира» относительно приобретенной им техники. А чтобы неповадно было всяким любопытным наводить справки о его самолете, мужчина предусмотрительно затер название модели самолета и его бортовой номер, обычно расположенный на хвосте.
Но … кто ищет, тот всегда найдет.
16 лет в небе и 33 – на земле
Из случайно обнаруженного сообщения конструкторского бюро имени С. В. Ильюшина, которое проектировало «наш» самолет, мы узнали дату его выпуска (30 ноября 1962 года), изначальное название (СССР-75844) и, главное, заводской номер (182005304). В сообщении также говорилось, что это был первый прототип «Ил-18В-26А», на базе которого потом делали «Ил-18Д». От постройки самолет приписан в Московском территориальном управлении гражданской авиации (МТУ ГВФ), аэропорт Внуково. Летал, в основном, на линиях большой протяженности: Москва-Магадан, Москва-Норильск, Москва-Хатанга, Москва-Мыс Шмидта, Москва-Черский.
В 1969 году передан Домодедовскому ПО и переделан в обычный «Ил-18В». После этого летал в Сочи, Краснодар, Ставрополь, Батуми, Барнаул, Новокузнецк и много куда еще. Списан в марте 1978 года. С того же 1978 года находится в одном из парков города Николаева, используется как ресторан.
Конкретные данные о самолете вывели и на причину его списания. В Государственном архиве Томской области хранится приказ командира Томского авиаотряда ЗСУ ГА Обдалова «О повреждении самолёта Ил-18 № 75844» от 3 января 1973 г.
В нем отмечается, что в четыре часа ночи 2 января 1973 г. на перроне аэропорта Томск спецмашиной МП-300 был повреждён самолёт «Ил-18» № 75844 по причине несоблюдения правил безопасного подъезда.
Авиатехник Е. В. Лапин, руководивший подъездом МП-300 к самолёту для подогрева пассажирской кабины, не выдержал безопасное расстояние между автомашиной и самолётом, в результате чего произошло столкновение, и на самолёте была повреждена обшивка герметической части фюзеляжа между 9 и 10 шпангоутом.В документе говорится, что случаи повреждений самолетов в то время случались часто, и свидетельствуют они о «недостаточной профилактической работе в службах».
За казус, случившийся с будущим николаевским самолетом, халатного авиатехника Лапина отстранили от занимаемой должности на три месяца и понизили до автомеханика. Досталось и остальным «участникам события»: с одних удержали часть оклада, другим сделали строгий выговор, приказав немедленно устранить упущения в организации работы.
А самолет тем временем отправили доживать свой век «на гражданку».Так случилось, что «Ил-18» провел в небе вдвое меньше, чем простоял на земле. Но и здесь некогда гордый покоритель воздушной стихии не нашел должного уважения: безответственные работники авиапредприятия сменились и вовсе безразличным владельцем. В кабине пилотов не хватает одного стекла, краска с поверхности самолета практически сошла, а салон, по-видимому, используется в качестве сарая…
Огражденный высоким забором, он не доступен для николаевцев. Только туристы порой суют свои фотоаппараты между прутьями.
В этом году николаевскому самолету исполнится 51 год.
Автор статьи: Екатерина Стриль