История вторая: аптекарь всегда прав
В наши дни бытует правило для работы торговых учреждений - "Клиент всегда прав!". С неимоверными усилиями и буквально "скрипя зубами", торговые работники (особенно те, которые со стажем работы в Советское время), кое-как приспосабливаются к новым условиям. Это, к сожалению, иногда относится и к аптекарскому персоналу.
Популярным стало сетование, что вот, мол, за границей порядок. Это вполне созвучно с сетованиями вчерашними, что вот, мол, раньше был порядок. Как обстояло дело в старину?
Открываем воскресный номер газеты "Южная Россия", за 15 июня 1903 года, и читаем на третьей странице буквально следующее:
"Содержатель аптечного магазина по Соборной улице Исидор Каневский, подал городскому судье 1 участка частную жалобу на служащего в конторе Боссалини Бориса Френка за обиду, нанесенную последним жалобщику 24 апреля в его собственном магазине в присутствии приказчика Яна Котвица. Борис Френк обругал Каневского, как объяснял обвиняемый, в своем заведении (в аптечном магазине провизора И.И. Каневского, что на Соборной улице в доме Вимута, да того самого, который стал после торговать селедкой), за то, что Каневский за несколько дней до этого инцидента позволил себе слишком грубо и резко обойтись с его племянницей, которая явилась в магазин обменять купленный гребень.
По словам Френка, девочка так была напугана обращением Каневского, что вернулась взволнованная домой и залилась слезами. Возмущенный этим фактом, Френк хотел в какой-нибудь форме выразить Каневскому свое негодование".
Как же отреагировали судебные органы на этот факт, "грубого надругательства над правами потребителя"?
Читаем финал истории: "Городской судья, рассмотрел настоящее дело и, выслушав объяснение сторон и свидетелей, приговорил к штрафу в 25 рублей Бориса Френка".
Так-то! Вот вам и порядок в старину. Получается, что в старые времена прав был аптекарь, а не покупатель!
Владимир Никольский