День в Ольгополе
В село Ольгополь Еланецкого района мы отправились по приглашению Михаила Ивановича Кондратьева вместе с группой николаевских журналистов и краеведов. Как оказалось, 2-го августа в селе храмовый праздник, поскольку крошечная сельская церковь носит имя Святого Пророка Илии. В этот же день планировалось открытие памятного знака в честь основания села в 1772-м году.
Вооружившись почерпнутыми в интернете сведениями об Ольгополе, мы и отправились туда по чудным николаевским дорогам, которые в недалеком будущем грозят превратиться в древне-римские (как известно, в древнем Риме специальных кладбищ не было, умерших хоронили вдоль дорог, у нас же ставят памятники погибшим в автокатастрофах).
Забегая вперед, скажу, что разочарование от тряски по ухабам сразу же забылось, как только мы въехали в Ольгополь. Наш десант встретили гостеприимно, и пока в церквушке правилась служба, учитель истории местной школы Николай Николаевич Татаренко подробно рассказывал окружившим его журналистам историю своего села.
ОТ ВИТОВКИ ДО ВИТТОВКИ
Одно из первых названий Ольгополя, возникшего в 1772-м году как военное укрепление – Виттовка и Девиттовка. По словам Николая Николаевича полковник де Витт – французский подданный, перешедший на русскую службу и за это награжденный двенадцатью тысячами десятин земли. Все бы ничего, если бы не его супруга София, которая ушла от него к графу Потоцкому. О дальнейшей судьбе полковника ничего не известно, а от брака Софии и Станислава Потоцких родилась дочь Ольга, в честь которой в 1805-м году село и получило свое нынешнее название.
История показалась мне до боли знакомой, но в ней отсутствовал еще один значительный персонаж – князь Потемкин, который «выкупил» у Иосифа де Витта его супругу для «сопровождения» князя в его поездках. Боже мой, да это же история возникновения деревни Витовка в урочище Витовт–Гаммани! Чего-чего, но такого совпадения я и предположить не мог. Мне казалось, что Виттовка была основана кем-то из дворянского рода де Витте, которые также имеют отношение к нашей истории, а тут такой поворот!
Но, возвращаясь к Ольгополю, стоит заметить, что он назывался еще Графское и Максимовка (в честь ямщика Максимова, перевозившего людей из местной почтовой станции).
А еще раньше здесь был казачий зимовник.
ПОСЛЕ ДЕ ВИТТА
Село много раз переходило от одного помещика к другому, пока не попало в руки Исидора Васильевича Дурилина, который основал в Ольгополе пивной завод, выпускавший Венское пиво до 1920-го года. Пожалуй. Это самое знаменитое местное производство.
Пусть никого не смущает надпись на этикетке «Анненский пивоваренный завод», под овалом имеется четко читаемая строчка м.Ольгополь – в те времена это было не село, а местечко.
Была здесь и церковь – однопрестольная, названная в честь Святой Троицы. Об этой церкви рассказывает в своей книге наш корифей, исследователь храмов Николаевской области Дмитрий Иванович Заковоротний, а в школьном краеведческом музее есть старинная фотография, дающая частичное представление о том, какой была церковь Святой Троицы.
В 1967 году церковь разрушили, а на ее месте построили общеобразовательную школу, которая стараниями педагогического коллектива превратилась из образовательных казематов в сказочные палаты, но об этом чуть позже.
В селе не забыли о своей разрушенной церкви, о чем свидетельствует памятная доска на стене школы: «На цьому місці була кам'яна церква, однопрестольна в ім'я Святої Трійці, побудована та освячена в 1832 році. До приходу належали села: Весело - Олександрівка, Базилевичи, Мала Дворянка, Приют, Ристичи, Дружелюбівка, Крутоярка, Новомихайлівка. Штат церкви дві людини. Капітал - 1240 крб. Прихожан - 1440 осіб чоловічої статі, 1353 жіночої. При парафії існувала церковно - приходська школа. В Ольгополі (Графське), Весело - Олександрівці - земська школа; у Базилевичах, Малої Дворянці - школа грамоти (1906 рік). Церква побудована замість дерев'яного молитовного будинку (1808) графинею Потоцької. Зруйнована в 1967 році».
СКАЗОЧНАЯ СТРАНА
Сказочная страна – это Ольгопольская общеобразовательная школа. Если бы я учился в такой школе, наверное, не убегал бы на речку с уроков, а закончил ее с золотой медалью. Но у меня нет такой школы, а у местных ребятишек есть.
А это дверь в еще одну сказку – школьный краеведческий музей.
Сколько в нем хранится экспонатов, не знает даже хранитель и собиратель этого музея учитель истории Николай Николаевич Татаренко: «наверное, не меньше тысячи, точно не скажу». И чего там только нет! Жернова, прялки, деревянные грабли, ночвы (кто не знает – деревянное корыто), другие предметы крестьянского быта от мебели и посуды до постельных принадлежностей. Не знаю, о чем думали сотрудники музея «Старофлотские казармы» при виде этой красоты, но мне кажется, что многие экспонаты украсили бы наш краеведческий музей. Может быть и они это отметили?
Но это только первая комната музея. Во второй – гордость Николая Николаевича – найденные в земле, добытые из строений и других невероятных мест образцы древней керамики, аккуратно очищенные от грязи и подписанные, немецкие и советские патроны и каски времен Великой отечественной войны, даже противотанковая мина, конечно же, обезвреженная и надраенная до блеска.
А оператор николаевского телевидения Женя Минаков, попавший в музей раньше всех, с восторгом показал ствол зенитки и сообщил о том, что ему рассказал Николай Николаевич: «Стоял в заборе вместо столбика. Чтобы его заполучить, пришлось купить бетонный столбик и установить его вместо ствола. А противотанковое ружье вообще нашли в перекрытии какого-то строения». И таких историй о каждом экспонате можно было рассказывать до бесконечности.
С таким отношением к собственной истории Ольгополь точно не пропадет. Здесь даже памятник Ленину стоит в целостности и сохранности на своем месте, а в музее собраны картины, бюсты и многие другие раритеты, прославлявшие Ильича не одно десятилетие.
ГРУСТНЫЙ ПРАЗДНИК
Так получилось, что в один день в Ольгополе отмечали сразу три события: храмовый праздник, открытие стелы в честь основания села и день ВДВ. Во время праздничного концерта вспомнили о воинах–освободителях, погибших при освобождении села. Две девушки, приехавшие специально на праздник из дальнего зарубежья, возложили к мемориалу погибшим корзину с цветами.
Из Ольгополя на фронт ушли сто тридцать два жителя села, а вернулись всего пятьдесят три. Семьдесят девять земляков лежат в могилах на территории многих государств, но имена их никто не забыл. Они тут же, на мраморных плитах, все семьдесят девять.
А затем Ольга Владимировна, председатель сельского совета, поздравила всех с днем Воздушно-Десантных Войск и напомнила, что двое их земляков – Игорь Славинский и Евгений Курдык – находятся в зоне АТО в составе 79-й аэромобильной бригаде. Рассказала о том, какими они были до призыва в армию. Женский вокальный ансамбль исполнил для своих земляков песню о родной земле в знак того, что их помнят и ждут дома живыми и невредимыми. А наши женщины умеют вызывать слезы на глазах, даже когда поют веселые песни, не говоря уже о грустных…
Сельский совет выделил родителям солдат материальную помощь, и его председатель под аплодисменты присутствующих вручила ее бабушке Игоря Славинского. Родители Евгения Курдыка, к сожалению, не смогли прийти на праздник.
Все прекрасно понимают, что сейчас не до праздников. Но жизнь продолжается, как бы ни хотелось кому-то превратить ее в страдания матерей. Мы верим, «что встретит героев с любовью родимая наша земля»…
Но все это происходило уже после открытия памятного знака в честь основания села. Конечно, был небольшой митинг, был торжественный молебен, проведенный священниками трех церквей отцами Василием, Иваном и Николаем, поздравления от земляков, живущих в других городах, была и фотография на память. Вот сколько народу пришло отметить день своего села.
Примерно столько же с фотоаппаратами фотографировали это событие.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОКРЕСТНОСТИ
Немало интересного оказалось и в окрестностях Ольгополя. Конечно же мы, как нас называли «скамеечники», нашли возможность посетить местное кладбище в поисках старинных захоронений. Увы, кроме одного каменного креста, глубоко вросшего в землю, ничего найти не удалось. Как ним потом объяснили, не так давно крестов было много, но часть кладбища разравняли и приспособили для нужд села, а куда девались кресты – никто не знает.
Два исторических памятника показал нам Николай Николаевич за околицами села: памятный знак графу Дмитрию Ерофеевичу Остен-Сакену и крест на месте разрушенного храма Вознесения Господня, построенного в 1868 году графом на собственные деньги в селе Приют. Сегодня ни села, ни церкви нет. Храм разрушен в 1947 году, а от некогда большого села осталось несколько домов, но на каждом из них – антенна спутникового телевидения. А местный мальчишка ездит на самодельном трехколесном велосипеде, сломать который можно только очень постаравшись. Кто сделал малышу такой прочный транспорт – не известно. Но то, что на нем будут учиться ездить его дети и внуки, вполне вероятно.
Рассматривая эти памятники, я не мог отделаться от мысли о парадоксах отечественной истории. Мы, украинцы, увековечиваем память о тех, кто в советские времена считались угнетателями украинской нации, ставим памятники российским графьям, а надписи на них делаем на украинском языке. Как это в нас сочетается? Или все не так уж плохо было в те времена? Нас называют малороссами, намеренно или по незнанию не упоминая о том, что название топоним Украина и в позапрошлом, и в начале прошлого веков, активно употреблялось во всех сферах общественной жизни. Просто Украина была по одну сторону Днепра, а Малороссия – по другую. Не скажу, где что находилось, кто хочет – покопается в литературе и откроет для себя немало интересного.
А что касается Дмитрия Ерофеевича Остен–Сакена, то он из той семьи, к которой принадлежал и герой сражения с турками капитан второго ранга Христофор Иванович Остен–Сакен. Вообще семья дала немало военных, участвовавших во многих кампаниях, и прославивших себя доблестью и благородством, ведь не зря же на памятном знаке написано: «Взірець сучасникам і приклад нащадкам».
Автор статьи: Николай Пономаренко
Еще фотографии: