Автобусы в Николаеве: второе пришествие
Со времен Советского Союза перевозка пассажиров в крупных городах была приоритетным направлением в развитии. Рано или поздно во многих городах кроме электротранспорта появилось и автобусное движение. Зачастую те районы, которые было сложно обеспечить электротранспортом, становились заложниками автобусного движения. Если случалось что то не предвиденное, то добраться до работы или в центр города можно было разве что пешком или на личном транспорте.
В Николаеве первые автобусы появились в середине 30-х годов прошлого столетия, а их парком служило трамвайное депо, а основная станция отправления находилась на пер. А. После Великой Отечественной войны в городе первым делом восстановили трамвай, а автобус появился позднее. Старые автобусы не были такими комфортабельными, да и их было не так уж и много. В 60-70-е стали появляться первые автобусные парки, десятки автобусов ежедневно выходили на городские улицы и связывали центр Николаева с отдаленными районами: Варваровка, Матвеевка, Терновка, Октябрьский, Ракетная роща, Водопой и т.д. С каждым годом автобусов на городских улицах становилось все больше и больше. Автобусный парк, размещавшийся на ул. Авангардной уже не вмещал весь транспорт, поэтому было принято решение о переводе автобусного парка на новую территорию по ул. Космонавтов. С развалом СССР автобусный парк постепенно сокращался, новые транспортные средства не приобретались, а машины, купленные еще в советские времена, приходили в негодность. Наступил момент, когда привычный для нас автобус и вовсе исчез с городских улиц. Его сменили многочисленные маршрутки, сеть которых как паутина опоясала самые отдаленные районы с центром города. Все последние годы разговоры о возрождении автобусного парка постоянно будоражили умы горожан накануне очередных выборов, но про свои предвыборные программы депутаты, как правило, потом забывали.
Новость, которая в январе этого года облетела все местные газеты, стала приятной неожиданностью для горожан. Не будем вдаваться в подробности политических и финансовых перипетий, разгоравшихся на фоне этих автобусов, а проследим за хронологией событий.
В декабре 2011г в Николаеве было зарегистрировано новое предприятие «Евротранстехсервис», которое базируется на ул. Авангардной. В качестве автобусов были приобретены 12 автобусов Б/У из Германии, в том числе 4 гармошки длиной 18м и вместимостью 162 человека, и 8 одиночных автобусов, пассажировместимость которых составляет 93 пассажира. Прежде чем купить автобусы долгое время искали иностранного продавца, который мог бы предложить автобусы, ресурс которых не был до конца выработан. В результате «Евротранстехсервис» приобрел у немецкой фирмы машины выпуска 1996г с пробегом 1 млн км, в то время как их ресурс составляет 3 млн. км. Известно, что в Николаев автобусы пришли своим ходом. А это больше тысячи километров. Все то, что касается подготовки автобусов, то фирма-продавец взяла эти расходы на себя.
Первая партия автобусов в количестве 12 шт. прибыла в Николаев накануне нового года. Всего же договором предусмотрено приобретение 20 автобусов, оставшиеся 8 машин должны прибыть в город в ближайшее время. Так же известно, что средства, потраченные на приобретение – не бюджетные, а личные деньги предприятия «Евротранстехсервис». Первая партия автобусов в январе прошла полную сертификацию на границе и регистрацию в ГАИ. В первой партии пришли 4 автобуса «гармошки» Mercedes-Benz O405GN2, три 12-ти метровых автобуса Neoplan N4014NF и пять 12-ти метровых автобуса Mercedes-Benz.
Изначально планировалось пустить новые автобусы по имеющимся маршрутам №1 и №8. Проезд в «немецких» автобусах составляет 1,25 грн., а для пассажиров льготной категории – бесплатный. Стоимость установлена облгосадминистрацией. Ценовая политика в части маршрутов постоянного транспортного обеспечения – прерогатива областной власти. Для оплаты проезда были подготовлены отрывные билетики, на которых крупно написана цена проезда 1,25грн. Принимать оплату и выдавать билеты в салоне были задействованы кондуктора.
Все автобусы оснащены системой GPS, будут курсировать по расписанию через каждые 10-15 минут, график движения планируется разместить на каждой остановке городского транспорта по маршруту. Тревогу забили владельцы маршруток и сами водители. Они испугались конкуренции, боялись потерять прибыль.
Уже 25 января на очередном заседании исполнительного комитета было принято решение о выпуске автобусов большой вместительности на городские маршруты, но при этом окончательный вывод автобусов большой вместимости на маршруты по Николаеву следует организовать только после оптимизации городских маршрутов. Городские власти дали разрешение фирме перевозчику на разработку паспортов новых городских маршрутов. В результате новоиспеченной фирме предложили работать на маршрутах связывающих большую и малую Коренихи, а так же Матвеевку. Все же руководству «Евротранстехсервис» удалось с помощью городской власти назначить новые маршруты. Это два маршрута №98 завод «Океан» - Намыв, и № 83 Ж.-Д. вокзал – Северный. При этом маршруты должны проходить по ул. Чигрина, а не по пр. Ленина.
28 января городской голова и дирекция ООО «Евротранстехсервис» презентовали и обкатали автобусы повышенной вместимости на городских маршрутах, при этом проезд в этот день был бесплатным. Отметим, что многие наши нестарые маршрутки могут позавидовать тому состоянию, в котором находится этот «секонд-хенд». В автобусе работают кнопки для заявки остановки по требованию, салон такой просторный, что здесь свободно разместится несколько детских или инвалидных колясок. Зайти в автобус инвалиду или пожилому человека не составит труда – у басов низкая посадка и при входе нет ступеней, более того водитель может наклонить автобус в бок так, что порог почти сравнится с уровнем земли. Отметим, что с первых дней работы новых автобусов на маршрутах стали работать контролеры, проверяющие билеты за проезд.
3 февраля автобусы вышли на два маршрута №98 и №83 Руководство ООО «Евротранстехсервис» заявило, что их фирме маршрутки не будут мешать. Нашумевшая тема немецких автобусов, которые в настоящее время проходят так называемый «тест-драйв» в Николаеве, вызвала довольно бурную дискуссию не только среди чиновников и руководителей города, но и среди обычных граждан. Два противоположных лагеря на которые разделились сторонники и противники автобусного движения стали отстаивать свои интересы. В основном все споры крутятся вокруг целесообразности появления этих автобусов на наших дорогах. Перевозчики обратились в Прокуратуру о приостановлении работы автобусов большой вместимости. Николаевцев в настоящее время больше всего волнует польза от этих автобусов, нежели правовые нюансы.
Автор статьи: Александр Говоруха